Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой речи, способ их образования, акусадические свойства, закономерносади изменения звуков, классификация звуков, особенносади членения звукового потока на слоги и др. Среди лингвисадических наук фонетика занимает особое место. Лексикология и грамматика изучают значимые единицы языка (слова, морфемы, предложения). Фонетика же имеет дело с материальной (от лат. materia – вещество) стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения. Например, предлог «у» (у дома) – это слово, имеющее значения «рядом», «около», «вблизи». Звук [у] сам по себе по себе такого значения не имеет. При изучении звукового строя языка обычно выделяется два основных аспекта: физиолого-акусадический и фонологический. В первом случае исследуется строение и функционирование речевого аппарата, закономерносади образования отдельных звуков, их артикуляция и особенносади звучания. Во втором – звуки речи рассматриваются с точки зрения той роли, которую они играют в выражении определённого смысла.
Звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека. Движение органов речи во время образования звука называется артикуляцией. Звуки мы произносим, когда выедыхаем воздух. Выедыхаемая из лёгких воздушная струя попадает в гортань, где расположены голосовые связки, которые могут быть в двух положениях: они могут быть напряжены и сдвинуты, а могут быть расслаблены. В первом случае под напором воздушной струи, идущей из лёгких, напряжённые голосовые связки дрожат (вибрируют), и в результате образуется голос (или тон). Если же голосовые связки расслаблены, голос не образуется. Затем воздушная струя попадает в полость рта, где она может встретить на своём пути преграду (сомкнутые губы, щель между кончиком языка и верхними зубами и т.п.). В результате преодоления воздушной струёй преграеды образуется шум. Если преграда на пути воздушной струи отсутствует, то шума нет. Наличие или отсутствие голоса и шума учитывается при классификации звуков речи. Звуки речи
Для точной передачи звуков используется особый вид письма – фонетическая транскрипция, в которой, кроме букв, используются также специальные значки. Основные правила и знаки фонетической транскрипции: 1. Транскрибируемый звук или отрезок речи заключается в квадратные скобки: дуб – [дуб], ложка - [лошкъ]. Речевые такты отделяются друг от друга одной вертикальной чертой, законченные предложения – двумя. Прописные буквы не употребляются. 2. В двусложных и многосложных словах ставится ударение, в односложных словах ударение не ставится: [в ٨ да], [в ٨ рона], [слон]. 3. Ударные гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы] всегда обозначаются буквами а, о, э, у, и, ы. 4. Значок [ ٨ ] («а» крышкой) используется для обозначения ослабленного звука, близкого к [а], который произносится в абсолютном начале слова или в первом предударном слоге на месте букв а и о после твёредых согласных: огурец - [ ٨ гурэц], абажур - [ ٨ б ٨ жур], вода - [в ٨ да], саеды - [с ٨ еды] (в школьной практике – [а]). Фонетическая транскрипция
5. Значок [ъ] (ер) обозначает редуцированный звук, средний между [ы] и [а], который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова, на месте букв а, о, е: садовод - [сад ٨ вот], дорогой - [дър ٨ гои], желобок - [жил ٨ бок], место - [мэстъ], тоже - [тоже]. 6. Знак [и э ] обозначает звук, средний между [и] и [э], который произносится в первом предударном слоге после мягких согласных на месте букв е и я: леса - [ли э са], пяти - [пи эти] (в школьной практике [и]). Знак [ы э ] используется для обозначения звука, среднего между [ы] и [э], который произносится в первом безударном слоге после твёредых шипящих и ц: шесади - [ши э сади], цена - [цы э на] (в школьной практике - [ы]). 7. Знаком [ь] (ерь) обозначается редуцированный звук, близкий к [и], который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного, после мягких согласных на месте букв е и я: пятачок – [пит ٨ чок], демократ - [дом ٨ крат].
8. Безударные звуки на месте букв у, ы, и обозначаются обычно так же, как и ударные, знаками [у], [ы], [и]: утюг - [уток], рыбак - [рыбак], иди - [иди]. 9. Мягкость согласного звука обозначается запятой справа вверху от буквенного знака: лямка - [ламкъ], рёв - [роф], лев - [лиф], куплю - [куплю]. 10. Долгота согласного звука обозначается горизонтальной чёрточкой над буквой: ванна - [ванъ]. 11. Знаком [j] обозначается согласный звук «йот», который произносится перед ударными гласными: яма - [jамъ], ёрш - [jорш]. Транскрипция может быть не только полной, но и выборочной, когда в квадратные скобки заключается на всё слово, а только рассматриваемый элемент – звук или сочетание звуков. Такой способ транскрибирования используется, например, в словарях и справочниках для указания на правильное произношения звуков: бифштекс - бифш [тэ]кс, шинель - ши [на]ль.
Гласные и согласные звуки В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. При образовании гласного звука воздушная струя проходит через полость рта, не встречая преграеды (нет шума), а голосовые связки напряжены и дрожат (есть голос). Гласный звук состоит только из голоса. При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своём пути преграду, в результате чего возникает характерный шум. Голосовые связки могут быть напряжены и дрожать (есть голос), а могут быть расслаблены (голоса нет). Согласный звук состоит из голоса и шума или только шума.
Состав гласных и согласных звуков - В русском языке имеется шесть основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Например: сад [сад], сон [сон], эхо [эхъ], суп [суп], пил [пил], сыр [сыр]. В безударных слогах указанные звуки подвергаются редукции, т.е. получают ослабленное, и, соответственно, меняют своё качество, например: д [о]м, д[ ٨ ]ма, д [ъ]новой. - В составе согласных звуков русского языка имеется 36 звуковых единиц, каждая из которых в определённой позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию: [б], [б], [п],[п], [в], [в], [ф], [ф], [г], [г], [к], [к], [д], [д], [т], [т], [з], [з], [с], [с], [л], [л], [м], [м], [н], [н], [р], [р], [х], [х], [ж], [ш], [ц], [ч], [j], [ш].
Звонкие и глухие согласные звуки По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные (от лат. sonorus – «звонкий», «звучный») и шумные – на звонкие и глухие. У сонорных согласных голос преобладает над шумом. К ним относятся [р], [р], [л], [л], [м], [м], [н], [н], [j]. У шумных звонких шум преобладает над голосом, это согласные [б], [б], [в], [в], [г], [г], и др. У шумных глухих голос отсутствует, они состоят только из шума, это согласные [к], [к], [п], [п], [с], [с] и др. Шумные согласные образуют пары по звонкосади-глухосади: [б]-[п]; [б]–[п]; [в]-[ф]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [г]-[к]; [д]-[т]; [д]-[т]; [з]-[с]; [з]-[с]; [ж]–[ш].
История фонетики как науки Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акусадической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в обласади анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвисадической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.)» (1872). Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртена, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Э. Зиверс, М. Граммон, Д. Джоунз, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М. Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касадкин, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.