Александр Сергеевич Пушкин Мотив свободы в лирике Пушкина.
Тема свободы в фольклоре: Вольный ветер Широкое поле Море Небо Горы Свет и движение Темница Тюрьма Неподвижность и темнота
В июне 1817 года А. Пушкин был выпущен из лицея.
Заглавие. Лирический герой - узник. Орёл, «мой грустный товарищ» Неволя, заточение «Мы вольные птицы», «Давай улетим!», брат. Вольная птица Воля, свобода Туча, горы, морские края, ветер решётка «темница сырая» Узник Узник, не забывший свободы Узник, стремящийся к свободе.
Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённыйв неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ,махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. Клюёт,и бросает,и смотрит в окно, Как будто со мноюзадумалодно; Зовётменя взглядом и криком своим И вымолвить хочет:«Давай улетим! Мы вольные птицы;пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер…да я!...» УЗНИК
Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённыйв неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ,махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. Клюёт,и бросает,и смотрит в окно, Как будто со мноюзадумалодно; Зовётменя взглядом и криком своим И вымолвить хочет:«Давай улетим! Мы вольные птицы;пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер…да я!...» УЗНИК
…Туда,за тучей белеет гора, Туда,синеют морские края, Туда,гуляем лишь ветер…да я!...» где Анафора – повторение слов или фраз в начале смежных высказываний. Параллелизм - параллельное расположение структурных элементов в двух – трёх смежных высказываниях. Одинаковое синтаксическое построение предложений.
«Узник» - один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте. В. Рождественский Слова, говорящие об отсутствии свободы: Решётка Темница Неволя Орёл Задумал Зовёт Улетим Вольные птицы Туча Гора Морские края Ветер Слова, несущие в себе мечту о свободе: Слова, обозначающие свободные стихии:
Домашнее задание: Стихотворение выучить наизусть. Ответить на вопросы в учебнике, стр. 54 – 55. Творческая работа: нарисовать стихотворение.
Литература. 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, Медведев В. П. Изучение лирики в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, Т. С. Петрова. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 6 класс. – М.: Московский лицей, Литература. Методические советы. 6 класс под ред. В. Коровиной. – М.: Просвещение, (На этом сайте можно скачать песню на слова Пушкина «Узник»)