Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово. В. Литвинов
Цели: подготовить учащихся к выполнению части С единого государственного экзамена и научить: - понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра; -логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении Задачи: научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста; аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.
Сергей Есенин
Литературовед – человек, изучающий художественную литературу, её происхождение, сущность и развитие. Эссеист - писатель – прозаик, разрабатывающий жанр эссе Винокуров Евгений Михайлович Понимание текста – процесс творческий.
Основная мысль (тезис) о чём говорится + что говорится так как 2-й довод 3-й довод Иллюстрация (примеры) Иллюстрация (примеры) Иллюстрация (примеры) Вывод автора поэтому 1-й довод
Основной тезис: «…Есенин – душа нации, пользующийся безграничной любовью народа…» Аргументы: -Есенин – национальный мыслитель ( …масштабно и крупно мыслит по существенным проблемам мира ) -Есенин – великий художник интуиции ( … ) - Есенин – певец любви ( … ) - Есенин – поэт- сейсмограф (… ) Вывод: «…Есенин – идеальный поэт, совесть нации»
Словарная работа: сейсмограф – прибор для записи колебаний земной поверхности.
переносное значение одного понятия или явления на другой по сходству. образное определение, обычно выраженное прилагательным. намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания. одинаковое, сходное построение сложных фраз, предложений. расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. слова, противоположные по лексическому значению. Метафора Эпитеты Лексический повтор Синтаксический параллелизм Градация Антонимы
Метафора Эпитеты Лексический повтор Синтаксический параллелизм Градация Антонимы …безграничная любовь, великая интуиция, обнажённая совесть …угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды …взрыв эмоций, духовные глубины, художник интуиции …молодёжь и старики, рабочие и профессора …о жизни и смерти, о судьбе отдельной личности и всего народа
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ 1.Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста. 2. Комментарий к сформулированной проблеме текста. 3. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме 4. Аргументация собственного мнения по проблеме: а) первый аргумент из жизненного опыта б) второй аргумент из художественной литературы 5. Заключение ( 1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
1. В первой строчке тема называется одним словом ( существительным) 2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) 3. Третья строчка – это описание действия (тремя глаголами) 4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (афоризм) 5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы (слово – резюме) С И Н К В Е Й Н
Есенин Великий, доступный Существует, определяет, одухотворяет Пользуется безграничной любовью народа Поэт
Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение по данному тексту.