«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду» Выступление на семинаре для воспитателей подготовила Кристина Алексеевна Анисимова Ст.воспитатель МБДОУ «Детский сад 1» п.г.т.Уруссу
Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». В.А. Сухомлинский Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф.Тютчев Любить природу – значит любить Родину М.Пришвин
Цель- научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии. Задачи: -формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом - развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе - совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения - формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности - пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам - экологического воспитания детей в семье
Реализация экологического воспитания Экологическое воспитание детей Экологическое воспитание детей Оценка окружающей среды Экологизация предметно – развивающей среды Экологизация различных видов деятельности ребенка Экологическое просвещение родителей Координация работы с другими учреждениями Подготовка и переподготовка кадров
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА Наблюдение на прогулке Участие в смотрах - конкурсах Чтение литературы Коммуникативная деятельность Игры
Экологизация предметно-развивающей среды Цель: создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы. ДОУ создает условия для: - познавательного развития ребенка; - эколого-эстетического развития; - оздоровления; - формирования нравственных качеств; - формирования экологически-грамотного поведения; - экологизации различных видов деятельности.
Направления экологического просвещения родителей Экологическая информация развитие ребенка как личности в процессе экологического образования информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды Информация о правилах поведения в экстремальных условиях данные об экологической ситуации в поселке Совместная деятельность с детьми и педагогами походы, экскурсии участие в экологических праздниках и в подготовке к ним помощь в оборудовании экологической комнаты, центра природы, лаборатории, библиотеки природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев).
Координация работы с другими учреждениями Центр детского творчества Админист ративные органы Телестудии, пресса, Организации по озеленению Школа
Модель взаимодействия базовых компонентов Предметно – развивающая среда ДОУ Помещения Земельный участок при ДОУ Групповые комнаты Экологическая комната Экологическая тропа Зона наблюдений и экспериментов Клумбы Огород Коллекционная зона Экспериментальные зоны Макеты объектов окружающей среды Живой уголок Библиотека «умных» книг Выставка творческий работ Рабочая зона
Структурно – функциональная модель взаимодействия специалистов ДОУ Заведующий Старший воспитатель Педагог- психолог Организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей всего коллектива; Сотрудничество с органами управления образование. Составление дизайн-проекта учреждения ; экологизация развивающей предметной среды; Финансовые вопросы ; Взаимосвязь с социумом Психологическая поддержка работы по экологическому воспитанию. Определение поведения и характеристик дошкольников (комфортность, агрессивность и т.д.).Участие в диагностической работе. Составление рекомендаций воспитателям с учетом индивидуальных особенностей детей. Работа с родителями Ознакомление коллектива с программами и методиками экологического воспитания. Выбор программы Определение места экологического образования, его связи с другими направлениями. Контроль за координацией работы специалистов, педагогов. Оздоровительная работа с детьми. Участие в оценке предметной среды и экологической ситуации в районе детского сада с точки зрения состояния здоровья детей. Эколого- оздоровительное просвещение родителей. Медицинская сестра
Проведение музыкальной НОД усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы. Согласование музыкальной НОД с тематикой воспитателей. Разработка сценариев, досугов, праздников. Подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе и т.д.) Музыкальное сопровождение экологических игр, постановка танцев и т.п. Использование в НОД экологические потешки, стихотворения. Музыкальный руководитель Воспитатель Экологизация деятельности детей в группах. Проведение экологической НОД в рамках программы. Проведение наблюдений на прогулках и в группах; Фиксация наблюдений в календаре природы; чтение и обсуждение литературы; проведение игр, прослушивание музыки. Экспериментирование с природным материалами, Проведение познавательно- исследовательской деятельности с детьми, художественное творчество. Выполнение отдельных экологических проектов. Создание условий для экологического воспитания в группах; организация центра природы, экспериментирования. Организация выставок. Подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования. Подбор растений по программе и уход за ними (совместно с детьми). Работа с родителями. Ведение мониторинга. Экологическое воспитание детей