Тема научного исследования АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ СКФО И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Цели и задачи исследования Цель НИР – выявление особенностей и факторов структурных изменений и эффективности структурной политики в условиях социально-экономической нестабильности на Северном Кавказе. Задачи: 1. Оценка текущей социально-экономической ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе 2. Анализ структуру экономики регионов СКФО и выявление основных тенденций и факторов ее формирования 3. Анализ эффективности структурной и социально-экономической политики в регионах Северного Кавказа Рабочая гипотеза НИ: Негативные тенденции структурных изменений в экономике СКФО обусловлены низким уровнем социально- экономического развития и отсутствием эффективной структурной политики на Северном Кавказе.
Полученные результаты 1. Выявлены тенденции и фактору структурных изменений в регионах СКФО свидетельствующие, что структура и пропорции экономики округа формировались не последовательной государственной политикой, а явились формой стихийного приспособления экономики к особенностям системного кризиса на Северном Кавказе. 2. Обосновано, что ключевой причиной социально-экономической стагнации в регионах Северного Кавказа является просчеты в процессе формирования и реализации региональной экономической политики и отсутствие четкой и активной структурной политики в СКФО.
ТАБЛИЦА 1 - СТРУКТУРА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА СКФО (%) 2004 г.2010 г.2013 г. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 21,914,513,8 Рыболовство, рубоводство 0,1 Добыча полезных ископаемых 1,80,8 Обрабатывающие производства 10,59,28,6 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,743,5 Строительство 7,712,311 Оптовая и розничная торговля 19,52220,5 Гостиницы и рестораны 0,82,33,6 Транспорт и связь 10,58,77,2 Финансовая деятельность 0,20,30,2 Операции с недвижимым имуществом, аренда 4,34,74,3 Государственное управление и обеспечение военной безопасности 5,79,111,7 Образование 5,55,46,4 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,45,56,7 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,41,11,6
ВРП РФ - всего Центр альны й ФО Северо - Западн ый ФО Приво лжски й ФО Ураль ский ФО Сибир ский ФО Дальн евосто чный ФО Южны й ФО Северо - Кавказс кий ФО 2010 г.10035,910,31513,611,15,56,22, г.10035,110,315,814,110,25,26,52,5 Таблица 2 - Удельный вес федеральных округов в ВРП РФ (%) Ни в одном из субъектов СКФО ВРП на душу населения не доходит до среднего уровня по стране. В 2013 году по размеру ВРП на душу населения отставание от среднероссийского уровня по регионам СКФО составляет от 2,2 раза (Ставропольский край) до 4,3 раза (Чеченская Республика) при общем отставании округа в целом в 2,6 раза. По производству ВРП на душу населения СКФО отстает не только от среднероссийского уровня, но и от всех федеральных округов – от 1,8 раза (Южный федеральный округ) до 4,4 раза (Уральский федеральный округ).
СКФО промышленность сельское хозяйство 17 21,9 12,9 13,8 Республика Дагестан промышленность сельское хозяйство 13,1 22 6,1 15,2 Республика Ингушетия промышленность сельское хозяйство 13,5 27,7 9,4 6,1 Кабардино-Балкарская Респ. промышленность сельское хозяйство 12,2 33,7 19,8 17,6 Карачаево-Черкесская Республика промышленность сельское хозяйство 18,7 24,1 21,5 20 Респ. Северная Осетия-Алания промышленность сельское хозяйство 16,3 17,7 12,2 17,3 Чеченская Республика промышленность сельское хозяйство 17,9 6,7 7,5 8,3 Ставропольский край промышленность сельское хозяйство 21 20,8 18,1 12, СКФО услуги руночной инфо-ру социальные услуги 36,7 16,6 37,4 24,8 Республика Дагестан услуги руночной инфо-ру социальные услуги 41,5 13,6 43,2 18,8 Республика Ингушетия услуги руночной инфо-ру социальные услуги 18,3 30,8 27,7 41,4 Кабардино-Балкарская Респ. услуги руночной инфо-ру социальные услуги 31,4 15,8 28,9 25,4 Карачаево-Черкесская Республика услуги руночной инфо-ру социальные услуги 30,7 21, ,1 Респ. Северная Осетия-Алания услуги руночной инфо-ру социальные услуги 37,7 20,8 32,6 31 Чеченская Республика услуги руночной инфо-ру социальные услуги 21,9 37, ,6 Ставропольский край услуги руночной инфо-ру социальные услуги 37,7 14,2 39,1 22,6 Таблица 3 – Изменение доли промышленности и сельского хозяйства в ВРП регионов СКФО (%) Таблица 4 – Изменение доли сферу услуг в ВРП регионов СКФО (%)
Затраты организаций производства на технологические инновации Затраты на информационные и коммуникационные технологии Затраты организаций на маркетинговые исследования Затраты организаций на обучение и подготовку персонала, связанные с инновациями РФ 1112,41245,72,12,2 Центральный федеральный округ 305,2370,91,60,3 Северо-Западный федеральный округ 164,2940,10,07 Приволжский федеральный округ 45,2102,10,20,5 Уральский федеральный округ 284,8110,70,070,8 Сибирский федеральный округ 130,9690,020,08 Дальневосточный федеральный округ 132,644,20,0070,4 Южный федеральный округ 44430,80,080,05 Северо-Кавказский федеральный округ 5,6240,00020,003 Таблица 5 - Затраты организаций на инновационные технологии и исследования в 2013 г. (млн. руб.)
РФ, % СКФО, % СКФО в % от РФ Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельностью в общем числе обследованных организаций 10,15,958,4 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства 17,78,749,2 Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных малых предприятий 4,82,450 Таблица 6 – Доля организаций, осуществляющих инновации и инновационных товаров и услуг в общем числе организаций и отгруженных товаров, 2013 г.
Стоимость основных фондов в экономике регионов СКФО в расчете на душу населения в 2,7 раза меньше, а в расчете на 1-го экономически активного жителя в 2,4 раза меньше, чем в среднем по стране. СКФО Добыча полезных ископаемых 52,5 Обрабатывающие производства 39,7 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 31,3 Таблица 7 – Степень износа основных фондов по промышленным видам экономической деятельности, 2013 г., %
Фактору оказывающие влияние на долю отраслей в структуре ВРП: Уменьшение доли промышленности: - высокая степень износа основных фондов в промышленности - недостаток инвестиций для технологической и инновационной модернизации производства Уменьшение доли сельского хозяйства: - преобладание мелкотоварных крестьянских хозяйств - чрезмерный износ имеющейся и отсутствие современной сельскохозяйственной техники и ирригационной системы - низкий уровень производственной, руночной, перерабатывающей и сбытовой инфоаструктуру - массовый отток сельского населения в иные сферу деятельности (торговлю, обслуживание и др.) в связи с процессами урбанизации и нежеланием молодежи заниматься физическим трудом
Фактору оказывающие влияние на долю отраслей в структуре ВРП: Увеличение доли социальных услуг: -тенденция естественного прироста населения -высокий уровень региональной конфликтогенности Увеличение доли торговли: - высокая безработица и незанятость молодого населения - высокий стандарт жизни в республиках Северного Кавказа и предприимчивость и активность молодежи -возможность сосредоточения теневого оборота Строительство: - прирост населения и сильный институт брака на Северном Кавказе вызывают потребность в жилье - наличие природных ресурсов для развития строительства - возможность теневого заработка в сфере строительства
Обосновано, что ключевой причиной социально-экономической стагнации в регионах Северного Кавказа является просчеты в процессе формирования и реализации региональной экономической политики и отсутствие четкой и активной структурной политики в СКФО. Результат исследования
1. Отсутствие законодательных основ структурной политики затрудняет процесс государственного регулирования структурных преобразований в экономике СКФО. Задачи структурной политики в России и регионах частично реализуются средствами проводимой социально-экономической политики путем принятия федеральных и региональных концепций и стратегий, целевых программ, отраслевых стратегий и программ развития.
Реализуемые в СКФО проекты: 1. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 год 2. Государственная программа «Социально- экономическое развитие СКФО на период до 2025 года» 3. «ФЦП «Юг России» ( гг.) 4. Корпорация АО «Курорты Северного Кавказа» 5. АО «Корпорация развития Северного Кавказа» 6. Ряд федеральных программ по различным социальным и экономическим проблемам развития входящих в СКФО субъектов РФ. В мае 2014 г. было создано Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (Минкавказ России)
2. В Стратегии СКФО–2025 не определены стратегические приоритеты, количественные показатели по развитию, а также пропорции важнейших для СКФО базовых отраслей - промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли г.2013 г. РФ в % к СКФО РФ в % к СКФО Объем отгруженных товаров, работ, услуг (промышленность)572,5649,9 Продукция сельского хозяйства 83,082,1 Объем работ по виду деятельности «Строительство»210,3203,4 Объем розничной торговли 133,8130,4 Таблица 8 - Сравнение макроэкономических показателей отраслей по РФ и СКФО в расчете на душу населения
3. В Стратегии СКФО–2025 приводится большой перечень инвестиционных проектов, однако при этом не указано количество финансовых средств и их источники РФ в % к СКФО 218,1192,5210,4207,8207,2 Распределение инвестиций не поддается планированию и отбору по приоритетности отраслей. Стихийное инвестирование, не учитывающее мультипликационные эффекты, приводит к диспропорциональному развитию экономики регионов СКФО. Таблица 9 - Инвестиции на душу населения в РФ и СКФО, тыс. рублей 4. В Стратегии СКФО до 2025 года отсутствуют количественные и качественные ориентиру развития инновационной сферу и инновационной модернизации экономики субъектов СКФО.
5. Курс на диверсификацию экономики СКФО через создание туристического кластера не был увязан с вопросами обеспечения безопасности в регионах СКФО. В итоге Правительством РФ было принято решение свернуть развитие рядя курортов, входивших в проект «Курорты Северного Кавказа». В числе приоритетных зон, где будут развиваться горнолыжные курорты, остались проекты «Архыз» (Карачаево-Черкесия), «Эльбрус-Безенги» (Кабардино-Балкария) и «Ведучи»(Чечня).
6. Проект «Корпорация развития Северного Кавказа» (КРСК) не дал тех результатов, которуе от него ожидались, в связи с недостаточным количеством инвестиционных инициатив, невысоким профессионализмом инициаторов и отсутствием благоприятной среды С сайта компании: «В Стратегии определены следующие задачи для Корпорации на годы: Содействие привлечению дополнительных инвестиций в СКФО в объеме не менее 70 миллиардов рублей за счет частных инвесторов Содействие реализации в СКФО не менее 120 инвестиционных проектов, создание до 35 тыс. новых рабочих мест Формирование в течение 3-х лет собственного инвестиционного портфеля, состоящего из проектов» В итоге, в СКФО реализуются 7 инвестиционных проектов, запущенных корпорацией, четыре из которух реализуются в Ставропольском крае, и по одному в КЧР, КБР и Чечне.