ЧУЙКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Московский педагогический государственный университет, кафедра геометрии, центр математического образования Реализация концепции развития математического образования и проблемы подготовки учителей математики
Концепция развития математического образования 24 декабря 2013 года Правительство Российской Федерации приняло Концепцию развития математического образования в Российской Федерации, а 03 апреля 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило план работы Министерства по реализации Концепции.
УРОВНИ ТРЕБОВАНИЙ В концепции выделены три уровня требований к результатам математической подготовки: первый уровень – для успешной жизни в современном обществе; второй уровень – для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности; третий уровень – для подготовки к продолжению образования и творческой работе в математике и смежных с ней научных областях.
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В области элементарной математики Мало опыта в практическом применении своих знаний в школе.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты Начиная с 2011 года, все высшие учебные заведения Российской Федерации перешли на двух уровневую подготовку студентов (бакалавр, магистр) по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
ИСТОЧНИКИ Модернизация педагогического образования: новые модели подготовки и повышения квалификации педагогов/ авт. Герасёв А.Д., ректор ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации / авт.-сост.: В.И.Блинов, Ф.Ф.Дудырев, Е.Ю.Есенина, А.Н.Лейбович, А.А.Факторович – М.: Федеральный институт развития образования, – 17 с. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. Направление подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Квалификации: академический и прикладной бакалавр
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ Программа прикладного бакалавриата - новая модульная профессиональная образовательная программа, разрабатываемая на основе стандартов нового поколения. Она принадлежит к уровню высшего образования и включает в свою структуру учебные дисциплины, регламентированные ФГОС ВПО (бакалавриат), и вариативная часть которой строится на модульной основе.
Цель и задачи реализации ФГОС 3+ прикладного и академического бакалавриата 1. Уменьшение разрыва между профессиональной подготовкой и будущей педагогической деятельностью 2. Разработка новых моделей реализации ООП 3. Приведение ООП в соответствие требованиям профессионального стандарта «Педагог» 4. Изменение структуры ООП 5. Повышение практико ориентированности ООП 6. Обеспечение многоканального входа в педагогическую профессию. 7. Обеспечение инновационного развития образовательных организаций 8. Консолидация ресурсов образовательных и иных организаций за счет развития сетевого взаимодействия
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ Увеличен объем практической подготовки по сравнению с ныне существующими программами бакалавриата. Объем учебной и производственной практики в программе прикладного бакалавриата в среднем в четыре раза больше по сравнению с обычными программами.
Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата 240 ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Программа бакалавриата «Академический бакалавр» з. е. Программа бакалавриата «Прикладной бакалавр» з. е. Блок 1 Дисциплины (модули) Базовая часть Вариативная часть----- Блок 2 Практики Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9 Требования стандарта
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Образовательный процесс должен осуществляться в ситуациях, приближенных к реальной трудовой среде. Во избежание снижения качества образования программы учебных дисциплин должны строиться на традиционной основе. Обеспечение сочетания фундаментальности и практико ориентированности модульной образовательной программы достигается интеграцией всех составляющих ее элементов. Условиями реализации программы должна стать новая образовательная среда, направленная на полное овладение деятельностью, обеспечение готовности к решению проблем и задач на основе знаний, профессионального и жизненного опыта
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Доступность рабочих планов лекций, технологических карт изучения дисциплин, методических указаний и других материалов студентам, причем до начала занятий по предмету. Широкое использование современных информационных технологий. Обзорный и консультационный характер лекций. Элементы семинарских занятий на практических занятиях. Возрастающая роль консультаций. Активизация самостоятельной работы студентов. Модернизация системы контроля качества знаний студентов.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Непрерывный характер практики с первого до последнего курса. Летняя оздоровительная и преддипломная практики студентов. Практика по организации внеклассной работы. Кружки и олимпиады.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Необходимость в проверке качества усвоения знаний студентами, умение применять их на практике. Процедура итоговой аттестации требует своего изменения, так как результат обучения студентов выражается в приобретении им компетенций.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ