6 Технико-экономическая характеристика основных видов транспорта 6 Водный (речной и морской) транспорт
Основу речного транспорта составляют: суда; водный путь, порты; пристани ; судостроительные и судоремонтные заводы и средства связи. Флот-главная активная часть речного транспорта. Он состоит из судов транспортного назначения, служебно-вспомогательных и технических.
Специфические условия судоходства на реках (сравнительно небольшие глубины рек, извилистость речных путей, узость фарватера и камер шлюзов) являются причиной создания судов с незначительной осадкой и малыми габаритными размерами.
Классификация подвижного состава речного транспорта
Водный путь - это судоходная часть рек, озер, водохранилищ, каналов с гидротехническими сооружениями. Судоходные условия водного пути характеризуются габаритами судового хода: глубиной, шириной и радиусом закруглений.
Речные пути в зависимости от глубины и пропускной способности делятся на 7 классов и 4 группы: способности подразделяются на сверхмагистрали (первый класс) с наивысшими гарантированными глубинами до 4 м и более; магистрали (второй класс) до глубин 2,6 м; пути местного значения с глубинами 1,4 м (4 и 5-й классы) малые реки с глубиной до 1 м (6 и 7-ой классы).
К основным искусственным сооружениям относятся специальные или совмещённые с гидроэлектростанциями гидроузлы, шлюзы, плотины и др. Порты - основа берегового хозяйства речного транспорта, где осуществляются основная загрузка и разгрузка судов, посадка и высадка пассажиров, а также по экипировке (оснащению) и техническому обслуживанию судов. Пристань - промежуточный пункт, где суда имеют относительно кратковременную стоянку для посадки-высадки пассажиров и частичной разгрузки или догрузки судов.
Технология работы речного транспорта включает операции: по содержанию и обслуживанию судов и водных путей, а в портах и пристанях сводится к обеспечению безопасности входа (в порт) и швартовки (привязки) судов к специальным причалам, формированию и расформированию судовых составов (буксир и баржи), выполнение грузовых и пассажирских операций, экипировку судов и техническое обслуживание, в том числе заправку топливом, отчаливание и выход из порта, осуществление маневровых операций и др.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта высокая провозная способность (до 2-х раз выше, чем на двухпутной железной дороге); низкая себестоимость (в 2-3 раза ниже, чем по параллельным железнодорожным путям); удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном и в раз меньше, чем на воздушном транспорте;
небольшие капиталовложения (в 10 раз меньше, чем на железной дороге), так как водные пути являются в основном естественными; высокая производительность и невысокая трудоёмкость; невысокая металлоёмкость в сравнении с железнодорожным и автомобильным транспортом на 1 тонну грузоподъемности; удельные затраты энергии значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта ввиду малого сопротивления движению судов.
Относительными недостатками речного транспорта являются: сезонность работы в северных регионах стран с холодным климатом ( дней в году); невысокая скорость движения судов и большой срок доставки грузов (в 1,5-2 раза длительнее, чем на железнодорожном и автомобильном транспорте и в 3-5 раз, чем на воздушном);
разобщенность речных бассейнов, расположенных преимущественно в меридиональном направлении, тогда как основные грузопотоки проходят в широтном направлении; неравномерность глубин, извилистость пути; пассажирские перевозки осуществляются лишь в дневное (светлое) время суток.
Приведенные недостатки не умоляют роли речного транспорта в особенности в тех регионах, где другие виды транспорта не развиты по специфическим особенностям. Совершенствование подвижного состава речного транспорта имеет большое значение для развития системы «река-море», так как позволяет использовать суда не только после закрытия речной навигации, но и на морских незамерзающих участках, что обеспечивает бесперегрузочное плаванье, увеличение объемов перевозки и производительности, а также сохраняет команду в межсезонье.
Морской транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних линиях. Техническое оснащение морского транспорта включает в себя: морские суда (флот), морские порты, судоремонтные заводы, прочие устройства и оборудования.
Флот - основа морского транспорта. Состав гражданского морского флота занимают торговые суда, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также для морского промысла (рыболовные, китобойные и др.).
Главное качество любого морского судна его мореходность, которая слагается из способности плавать с установленной нагрузкой в любую погоду (плавучесть); способности возвращаться в исходное положение после воздействия внешней силы (устойчивость);
способности оставаться на плаву при частичном затоплении помещений (непотопляемость); способности развивать соответственную мощность и скорость (ходкость); способности сохранять заданное направление движения и изменять его под действием руля (управляемость).
Классификация подвижного состава морского транспорта
Морские порты Порты общего назначения принимают все суда, включая и пассажирские, и перерабатывают грузы на общих причалах. Специализированные порты предназначаются для переработки грузов определенной группы или конкретного наименования (угля, руды, леса, зерна, нефтегрузов и т.п.) и при больших грузопотоках оборудуются мощными перегрузочными машинами. Комбинированные порты, которые имеют отдельные причалы для переработки различных грузов, ёмкие складские помещения, сложное железнодорожное хозяйство.
Морской путь это водное пространство морей и океанов, включая естественные проливы и искусственные каналы, по которому движутся морские суда в определенных, заранее установленных направлениях. Характерной особенностью морских путей является то, что они практически не требуют предварительных работ по их сооружению и поддержанию в эксплуатационном состоянии.
Основными технико-эксплуатационными особенностями и достоинствами морского транспорта являются: возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота, поскольку не ограничена линейная пропускная способность морей, что позволяет создавать транспортные средства большой грузоподъемности (до нескольких сот тысяч тонн); незначительный удельный расход топлива и затраты энергии на единицу перевозок, т.к. на водном транспорте сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах;
невысокая себестоимость перевозки, поскольку перевозки морским транспортом выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния (средняя дальность достигает около 4000 км); высокая производительность и высокий уровень механизации перегрузочных работ; небольшие первоначальные капитальные вложения в транспортные пути.
Относительными недостатками являются: низкие скорости движения; зависимость от географических особенностей (навигационного периода) и метеоусловий (течений, штормов, сильных туманов, ледоставов в устьях портов и др.);
необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации; ограниченное применение в прямом сообщении особенно в малом каботаже (в акватории одного моря); высокая стоимость судов.
Технологический процесс работы судов включает: подачу судна под погрузку, маневрирование на акватории порта при постановке к причалу, швартовку и др., после постановки осуществляется погрузка и подготовка судна к рейсу (изучается курс следования, снабжение судна топливом, водой, продовольствием, материалами и документами). После погрузки и подготовки судна к плаванию осуществляется движение судна по курсу, в ходе которого производится большое число различных операций, обеспечивающих нормальное и безопасное плавание.