Методы и приемы формирования универсальных учебных действий Акованцева Елена Петровна, учитель немецкого языка МКОУ Покровская СОШ
Универсальные учебные действия Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; Совокупность действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД определяют эффективность образовательного процесса – усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Виды УУД Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные и логические Знаково-символические Коммуникативные
Условия для успешного формирования УУД Условие 1 для успешного формирования УУД на всех ступенях образования - обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий, учитывая возрастные психологические особенности развития детей.
Условие 2 для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя. Условия для успешного формирования УУД
Условие 3 для успешного формирования УУД – включение в учебную деятельность. Условия для успешного формирования УУД
Условие 4 для успешного формирования УУД – создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка. Условие 5 для успешного формирования УУД – диагностика. Условия для успешного формирования УУД
Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе Учитель знает: - важность формирования универсальных учебных действий школьников; - сущность и виды универсальных умений; - педагогические приёмы и способы их формирования.
Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе Учитель умеет: - отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД; - использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД; - привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД.
Средства формирования и развития УУД: долгосрочное домашнее задание, система безотметочного обучения, индивидуальные маршруты, социальная практика, система исследовательской работы, создание проблемных ситуаций.
Основные требования общества к образовательной системе: Формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; Сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; Обеспечение равенств и доступности образования при различных стартовых возможностях; Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; Формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.