Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС Подготовила: Толкачева Наталья Григорьевна учитель начальных классов МБОУ Урожайненская СОШ 2015 г.
Метод проектов способ познавательной деятельности * основоположником является Дж. Дьюи * идея вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс * цель овладеть умениями осуществлять деятельность, вырабатывать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителями, приобрести самостоятельность, активно применять полученные знания либо для получения практического результата, либо для получения нового знания * организация поисковой, частично-поисковой, исследовательской деятельности в сочетании с методом сотрудничества 2 1
Любой проект имеет 2 аспекта: 1. для ученика это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; 2. для учителя это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребёнка в ходе познания. 2 Метод проектов – это система учебно- познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Не стоит говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. 3
Требования, в общем, самые простые, и главное из них - «исходи из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте. Требования к проекту: 4
Ролево- игровые Типы проектов: 5 Творческие Информационные Исследовательские Практико- ориентированные
Проект – это «шесть П»! Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта. Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой - либо внешне выраженной форме. Поиск информации - сбор информации : обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации. Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы. Презентация – публичное предъявление результатов проекта. Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта. 6
1 - 2 урока мини – проект краткосрочный Классификация проектов по продолжительности: 7 от 3 до 6 уроков среднесрочный от 2 недель до 2 месяцев долгосрочный от одной четверти и более
Классификация проектов по числу участников: индивидуальный проект; парный проект; групповой проект. 8
Этапы работы над проектом 1 Мотивационный 2 Планирующий – подготовительный 3 Информационно- операционный 4 Рефлексивно- оценочный 9
Этапы работы над проектом в начальной школе. I этап - мотивационный учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы 10
II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: * определяются тема и цели проекта ; * формулируются и уточняются задачи ; * уточняется информация ( источники ); * вырабатывается план действий ; * определяются средства достижения цели ; * устанавливаются критерии оценки результата и процесса ; * согласовываются способы совместной деятельности. 11
III этап - информационно- операционный (выполнение проекта) учитель ученики * наблюдает за ходом выполнения проекта; * координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; * поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; * оказывает содействие процессу творчества учащихся; * сам является источником информации. * собирают материал; * разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; * проводят исследование; работают с литературой и другими источниками; * непосредственно выполняют проект; * оформляют проект; * составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты. 12
IV этап - рефлексивно-оценочный Ученики: - представляют проекты на экспертизу ; - защищают проект ; - участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы ; - оценивают достижение поставленных целей ; - осуществляют устную или письменную самооценку ; - исправляют или дополняют содержание проекта ; - рефлексируют ; Учитель: - выступает участником коллективной оценочной деятельности ; - переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибалльную систему оценивания. 13
Индивидуальный Парный Групповой 14 Классификация проектов по числу участников:
деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения Ожидаемые результаты: преемственность, развитие и коррекция 1 УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Ожидаемые результаты: преемственность, развитие и коррекция 15
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции Требования Стандарта: основные результаты начального образования 16
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Базовые образовательные технологии 1717 Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализуемость » 6. Выполнение 7. Презентация
Чего мы ожидаем от проектной деятельности учащихся в младших классах? Грамотно организованная проектная деятельность даст ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса. 18
Контакты Толкачева Наталья Григорьевна с. Урожайное Советского района Алтайского края Спасибо за внимание! 19