Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству Монотипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.
варианты выполнения рисунка приемом монотипии: Первый приём – складывание листа бумаги пополам Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.
Я с детьми на занятии
Мы использовали кисть и ватную палочку
Сворачиваем листок пополам
Лиза была очень удивленна
Готовые бабочки
Бабочку сделала моя дочь Ярослава
Букет цветов
Гриб-боровик
дерево
Второй приём – рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок. На этой доске рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Можно процарапывать узор, ели вы, например, решили выполнить работу красками темного цвета. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; оставлять отпечаток и на белом листе бумаги и на цветном.
Айсберг на пластмассовой доске
Бабочка на пластмассовой доске
Какие использовать краски? Акварель – хорошо подходит для детского творчества (легко смывается!) Если класть краску густо, без белых пробелов на акварельную бумагу, получается очень любопытно. Гуашь – даёт очень красивые разводы и практически непрозрачна. Но у неё есть особенность: высыхая, она становится блёклой и непрезентабельной. Это происходит из-за того, что в основе гуаши лежит мел. Однако ситуацию можно исправить, разбавив нужное количество краски в отдельной ёмкости обычным молоком. В результате рисунки становятся «бархатными», без полутонов. А ещё жир, содержащийся в молоке, делает готовые рисунки практически водостойкими – нечаянные брызги воды не испортят «шедевр».
монотипия оказывает положительное влияние на развитие ребенка, способствует развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.
Показав ребенку возможности монотипии, мы создаем развивающую среду. Дети начинают играть с монотипией, она завораживает, пробуждает фантазию, подталкивает к творчеству.
Ребенок напитывается цветом, познает его возможности, приобретает чувственный опыт в работе с цветом. В монотипии сам процесс является художественным актом и несет в себе огромный развивающий эффект. Монотипия это игра, фокус, волшебство, творчество.
Тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм – внешне сближает монотипию с акварелью, живописью. Знание, опыт, который дает монотипия можно перенести в детское творчество и обогатить его цветом, наполнить чувствами, пробудить фантазию.
Творческие занятия, опираются на «деятельный» педагогический принцип. Ребенок необычайно активен, он познает мир в деятельности. «Деятельный» принцип позволяет, включившись в работу, опытным путем приобретать знания. Творческое развитие детей невозможно представить в рамках занятия.
В своей работе я рассматриваю игру, как механизм творческого развития. Игра это условность, которую можно преобразовывать, это процесс творчества, в котором создается новое. Игра является естественным процессом развития и познания, органичным природе ребенка. Цель работы- создание условий для самореализации детей в творчестве.