учитель физики МОУ СОШ 6: Гребенюк Л.И г
Сделать работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактов. К.Д. Ушинский
Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики.
Для нас, учителей физики важны следующие виды одарённости: общая интеллектуальная (учащиеся легко овладевают основополагающими понятиями, быстро запоминают и сохраняют информацию); академическая одарённость (проявляется в успешном обучении), которая включает в себя математическую одарённость – способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, способность мыслить математическими символами;
Установлены три типа одарённых детей: Учащиеся с признаками специальной одарённости. Учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития. Потенциальная одарённость (неявная, способная развиваться). Установлены три типа одарённых детей: Учащиеся с признаками специальной одарённости. Учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития. Потенциальная одарённость (неявная, способная развиваться).
Доказано, что учителя, работающие с одарёнными учащимися, должны - иметь хорошие теоретические познания, уметь обучать профессионально практическим навыкам, - возбуждать интерес к предметам, - иметь творческое даже нетрадиционное личное мировоззрение, - обладать хорошим здоровьем и жизненной стойкостью, - иметь живой и активный характер, - иметь чувство юмора (но без склонности к сарказму), - разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, - иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Список профессиональных умений учителя, работающего с одаренными детьми: умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; умение модифицировать учебные программы; умение работать по специальному учебному плану; умение консультировать учащихся.
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: 1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. 2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот. 3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. 4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы.
Сегодня перед учителем физики стоит ряд неразрывно связанных задач: Стимулировать у учащихся интерес к предмету и выделить наиболее способных ребят; Максимально активизировать уже проявленные способности учеников и их познавательный интерес; Направлять процесс развития способностей учащихся
Уже давно доказали свою эффективность и завоевали широкую популярность в решении этих задач такие формы с одарёнными детьми как олимпиады по физике и научно-практические конференции.
Как никакая из других естественных наук, физика нуждается в эксперименте, поскольку все её основные положения, законы, теории и выводы опираются на факты. Очевидно по этой причине так популярны научно- практические конференции всех уровней
Комплексный подход психолого – педагогического сопровождения одаренного ребенка является залогом дальнейшего развития задатков и способностей учащегося, а также трансформации его одаренности в талант.
! Желаем успехов в новом учебном году!