Использование электронных средств контроля знаний учащихся на уроках информатики в условиях реализации ФГОС ООН. Учитель информатики МОУ - СОШ 1 г. Маркса Мальцев Сергей Павлович
В современных условиях образовательного процесса происходит постоянное увеличение учебной нагрузки на учащихся. Это заставляет учителей задумываться о том, как можно постоянно поддерживать интерес к урокам информатики.
Применение компьютерных технологий имеет большое значение при тестировании учащихся. Информационные технологии способствуют активизации внимания, повышают интерес к изучаемому предмету и развивают способности учащихся.
Информационные технологии в деятельности учителя.
Тесты – одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников. В последнее время они получают все большее применение в практике обучения.
Школьные тесты – это одна из разновидностей психологических и педагогических испытаний для диагностирования различных сторон развития и формирования личности. При наличии локальной сети в кабинете информатики я имею возможность проводить тестирование по типу компьютер- клиент - компьютер-сервер.
Работа в данной системе позволила мне подготовить учащихся к итоговой аттестации в 2015 году на высоком уровне.
При отсутствии локальной сети - есть возможность тестирования на компьютерах, используя Тесты.exe файлы. На каждом компьютере учащегося размещается файл с тестом по определённой теме, который выполняется индивидуально и результат формируется в виде файла отчёта.
При дистанционном обучении учащихся я также использую тесты для различных целей
В результате: по сравнению с прошлым годом увеличилось количество учащихся работающих в дистанционном режиме; больше учащихся выбрало итоговый экзамен по информатике; увеличилось количества детей, посещающих предметный кружок по информатике; повысилась результативность учащихся в конкурсах муниципального и регионального уровней.
Тестовая проверка позволяет более рационально использовать время урока; охватить больший объем содержания; быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала; сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы; обеспечить одновременную проверку знаний учащихся и формировать у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинировать их; решать проблему саморазвития; преодолеть субъективизм выставления оценок.
В моей практике использование тестового контроля позволяет индивидуализировать работу с учениками; способным учащимся заниматься с опережением, а слабым дать возможность корректировать полученные знания; повысить интерес к изучаемой дисциплине; подготовить старшеклассников к итоговой аттестации.
Но есть и недостатки: разработка качественного тестового инструментария – длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс; стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют не очень высокое качество; данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов; тест не позволяет проверять и оценивать уровни знаний, связанных с творчеством.
В своей практике по применению электронного тестирования я столкнулся с рядом трудностей: тестирование не позволяет измерить глубину полученных учащимися знаний; недостаточность объективности в оценивании теста (несамостоятельность или случайность выбора правильного ответа); стандартизированная форма теста не позволяет учащимся раскрыть логику мышления при выборе правильного ответа.
Но, несмотря на указанные недостатки тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в образовательном процессе. Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Проведение тестирования и контроль результатов группы учащихся занимает полтора - два часа, устный или письменный экзамен – не менее четырёх часов. Технология тестирования позволяет мне увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки.
Ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем даёт возможность математико-статистической обработки результатов контроля. Все выше сказанное позволяет утверждать, что проблема разработки и использования компьютерных тестов является актуальной на современном этапе развития методики обучения информатики.
Библиография: 1. Беспалько В.П. Педагогический анализ некоторых популярных тестовых систем // Школьные технологии. – – 3 2. Болотов, В., Шаулин, В., Шмелев, А. Единый экзамен как средство повышения качества образования. // Высшее образование сегодня. – Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: методическое пособие / 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Пашукова, М.М., Мащенко, М.В. Использование тестов на уроках информатики. // Информатика и образование 3. – 2004