Особенности психологии как науки. Понятие « наука » 1. Особая сфера человеческой деятельности, основная функция которой выработка знаний о мире, их систематизация,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Advertisements

Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Курс концепций современного естествознания Выполнил Кимишкин Максим.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
Домашнее задание §1 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 16 письменно. Обществознание: учебник.
Методология (в ее широком понимании) это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в науке это учение.
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Философия и ее роль в жизни общества Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
Транксрипт:

Особенности психологии как науки

Понятие « наука » 1. Особая сфера человеческой деятельности, основная функция которой выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира и выбор способов взаимодействия с миром 2. Особый способ познания мира 3. Система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности 4. Система учреждений и организаций 5. Отдельные отрасли научного знания, отличающиеся друг от друга по ряду существенных характеристик.

Классификация наук по объекту Предложена Б. М. Кедровым Природа ( органическая и неорганическая ) Человек ( общество и мышление ) Естественные науки Гуманитарные науки

Специфика гуманитарного знания Изучается нечто специфичное именно для человека и не поддающееся тем принципам объяснения и познания, которые приняты в науках о природе Проблема методологического своеобразия Задача обоснования в качестве наук

Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания Рационализм Аристотелевская логика Стремление Пифагора положить в основу рассмотрения мира число Утверждение И. Канта о том, что математика – критерий научности Эксперимент как инструмент научного исследования и аналитический подход в рассмотрении его результатов

Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания Рациональность 1. Метод познания мира, опирающийся на рассудок 2. Структурность, организованная по однозначным внутренним законам 3. Целесообразность 4. Объективность

Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания Рационализм Однозначная причинная обусловленность Редукционизм – анализ частей позволяет понять целое Объективная достоверность, повторяемость Отождествление научного и логического Внимание к количественным характеристикам

Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания Иррационализм Понимание границ рассудочного знания Иррациональное обозначает отсутствие однозначной причинной обусловленности или ее невыявленность, а также принципиальную или временную неподконтрольность сознанию, рассудку

Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания Иррационализм как методология гуманитарного знания характеризуется следующими положениями 1. Целостность 2. Многомерность рассмотрения 3. Использование полисемантических средств 4. Применение функционально - аксиологического метода 5. Значимость интуиции

Специфика психологии как науки 1. Объект психологии одна из самых сложных и пока еще плохо определенных реальностей 2. В психологии совпадают субъект познания ( кто познает ) и объект познания ( что познается ) 3. Психические процессы и феномены в принципе недоступны объективному внешнему наблюдению

Специфика психологии как науки 4. Психологические свойства и особенности человека находятся в непрерывном изменении и развитии 5. Процедуры исследования и обследования неизбежно вносят изменения в изучаемую реальность 6. Уникальные практические следствия 7. Большая мировоззренческая нагрузка ( связь объективных и субъективных компонентов )

Специфика психологии как науки 8. Чрезвычайно широкий спектр методов и процедур исследования 9. Параллельное существование множества парадигм 10. Сложности четкого разделения научного и околонаучного знания

Специфика психологии как науки Проблема предмета психологии Объект познания существует сам по себе, независимо от информированности о нем человечества Предмет науки строится, конструируется с помощью специальных средств, методов, теорий, категорий

Специфика психологии как науки Проблема предмета психологии Функции предмета психологии : 1. Конституирование науки 2. Обеспечение работы « машины предмета » 3. Обеспечение предметного « операционального стола » 4. Дидактическая

Специфика психологии как науки Проблема предмета психологии Характеристики предмета психологии : 1. Должен существовать реально, а не быть « искусственно » сконструированным 2. Должен быть внутренне достаточно сложным 3. Должен позволить разрабатывать науку психологию по собственной логике

Список литературы 1. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию « психолог »: Учебное пособие. М.: МПСИ ; Воронеж : НПО « МОДЭК », 2002/ Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : Курс лекций. Изд - во Моск. ун - та, 1988 ( или более поздние издания ). 3. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. - СПб.: Питер, с. 4. Мазилов В. А. О предмете психологии / В. А. Мазилов // Методология и история психологии. – – Т 1, вып. 1. – с Пивоев В. М. Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания // М. М. Бахтин и проблемы методологии гуманитарного знания. Петрозаводск, С Шаповалов В. О специфике гуманитарного знания // Общественные науки и современность С Ярошевский М. Г. История психологии : от античности до середины ХХ в. М., 1996.