Особенности психологии как науки
Понятие « наука » 1. Особая сфера человеческой деятельности, основная функция которой выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира и выбор способов взаимодействия с миром 2. Особый способ познания мира 3. Система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности 4. Система учреждений и организаций 5. Отдельные отрасли научного знания, отличающиеся друг от друга по ряду существенных характеристик.
Классификация наук по объекту Предложена Б. М. Кедровым Природа ( органическая и неорганическая ) Человек ( общество и мышление ) Естественные науки Гуманитарные науки
Специфика гуманитарного знания Изучается нечто специфичное именно для человека и не поддающееся тем принципам объяснения и познания, которые приняты в науках о природе Проблема методологического своеобразия Задача обоснования в качестве наук
Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания Рационализм Аристотелевская логика Стремление Пифагора положить в основу рассмотрения мира число Утверждение И. Канта о том, что математика – критерий научности Эксперимент как инструмент научного исследования и аналитический подход в рассмотрении его результатов
Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания Рациональность 1. Метод познания мира, опирающийся на рассудок 2. Структурность, организованная по однозначным внутренним законам 3. Целесообразность 4. Объективность
Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания Рационализм Однозначная причинная обусловленность Редукционизм – анализ частей позволяет понять целое Объективная достоверность, повторяемость Отождествление научного и логического Внимание к количественным характеристикам
Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания Иррационализм Понимание границ рассудочного знания Иррациональное обозначает отсутствие однозначной причинной обусловленности или ее невыявленность, а также принципиальную или временную неподконтрольность сознанию, рассудку
Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания Иррационализм как методология гуманитарного знания характеризуется следующими положениями 1. Целостность 2. Многомерность рассмотрения 3. Использование полисемантических средств 4. Применение функционально - аксиологического метода 5. Значимость интуиции
Специфика психологии как науки 1. Объект психологии одна из самых сложных и пока еще плохо определенных реальностей 2. В психологии совпадают субъект познания ( кто познает ) и объект познания ( что познается ) 3. Психические процессы и феномены в принципе недоступны объективному внешнему наблюдению
Специфика психологии как науки 4. Психологические свойства и особенности человека находятся в непрерывном изменении и развитии 5. Процедуры исследования и обследования неизбежно вносят изменения в изучаемую реальность 6. Уникальные практические следствия 7. Большая мировоззренческая нагрузка ( связь объективных и субъективных компонентов )
Специфика психологии как науки 8. Чрезвычайно широкий спектр методов и процедур исследования 9. Параллельное существование множества парадигм 10. Сложности четкого разделения научного и околонаучного знания
Специфика психологии как науки Проблема предмета психологии Объект познания существует сам по себе, независимо от информированности о нем человечества Предмет науки строится, конструируется с помощью специальных средств, методов, теорий, категорий
Специфика психологии как науки Проблема предмета психологии Функции предмета психологии : 1. Конституирование науки 2. Обеспечение работы « машины предмета » 3. Обеспечение предметного « операционального стола » 4. Дидактическая
Специфика психологии как науки Проблема предмета психологии Характеристики предмета психологии : 1. Должен существовать реально, а не быть « искусственно » сконструированным 2. Должен быть внутренне достаточно сложным 3. Должен позволить разрабатывать науку психологию по собственной логике
Список литературы 1. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию « психолог »: Учебное пособие. М.: МПСИ ; Воронеж : НПО « МОДЭК », 2002/ Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : Курс лекций. Изд - во Моск. ун - та, 1988 ( или более поздние издания ). 3. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. - СПб.: Питер, с. 4. Мазилов В. А. О предмете психологии / В. А. Мазилов // Методология и история психологии. – – Т 1, вып. 1. – с Пивоев В. М. Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания // М. М. Бахтин и проблемы методологии гуманитарного знания. Петрозаводск, С Шаповалов В. О специфике гуманитарного знания // Общественные науки и современность С Ярошевский М. Г. История психологии : от античности до середины ХХ в. М., 1996.