3 лекция. Четвертая и пятая заповеди Закона Божия
Четвертая заповедь Помни день субботний, чтобы святить его ; шесть дней работай и делай [ в них ] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему : не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [ вол твой, ни осел твой, ни всякий ] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих ; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил ; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почему именно седьмой день повелевается посвящать Богу ? Седьмой, а не другой день недели полагается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт. 2:2-3). Как в христианской Церкви празднуется Ветхозаветный день покоя суббота ? Суббота, как календарный день недели, в Церкви христианской как большой праздник не празднуется. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста. Как в христианской Церкви исполняется четвертая заповедь ? В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный. День воскресный празднуется со времени воскресения Христа. О праздновании воскресного дня в Священном Писании : В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т. е. христиан, во едину от суббот, т. е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т. е. для совершения Таинства Причащения ( Деян. 20:7). У Евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный ( Откр. 1:10).
Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, например, праздник Пасхи, день очищения ; так и в христианской Церкви следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты ( Православное исповедание, ч. 3, вопрос 60; ч. 1, вопрос 88).
Христианские праздники
Светлое Христово Воскресение. Пасха По определению I Вселенского Собора отмечается в первое воскресенье после полнолуния после весеннего равноденствия, и обязательно после еврейской Пасхи (22 марта /4 апр. – 25 апр./8 мая ).
Двунадесятые праздники 1. Рождество Божией Матери (8/21 сент.) 2. Воздвижение Животворящего Креста Господня (14/27 сент.) 3. Введение во Храм Божией Матери (21 ноября /4 дек.) 4. Рождество Христово (25 дек./7 янв.) 5. Крещение Господне (6/19 янв.) 6. Сретение Господне (2/15 февр.) 7. Благовещение Божией Матери (25 марта /7 апр.) 8. Вход Господень во Иерусалим ( неделя перед Пасхой ) 9. Вознесение Господне (40- й день по Пасхе ) 10. День Св. Троицы. Пятидесятница (50- й день по Пасхе ) 11. Преображение Господне (6/19 августа ) 12. Успение Божией Матери (15/28 августа )
Рождество Божией Матери (8/21 сент.)
Воздвижение Животворящего Креста Господня (14/27 сент.) Воздвижение Животворящего Креста Господня (14/27 сент.)
Введение во Храм Божией Матери (21 ноября /4 дек.) Введение во Храм Божией Матери (21 ноября /4 дек.)
Рождество Христово (25 дек./7 янв.)
Крещение Господне (6/19 янв.)
Сретение Господне (2/15 февр.)
Благовещение Божией Матери (25 марта /7 апр.)
Вход Господень во Иерусалим ( неделя перед Пасхой )
Вознесение Господне (40 – й день по Пасхе )
День Св. Троицы. Пятидесятница (50 – й день по Пасхе )
Преображение Господне (6/19 августа )
Успение Божией Матери (15/28 августа )
Великие не двунадесятые праздники 1. Покров Божией Матери (1/14 октября ) 2. Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января ) 3. Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня / 7 июля ) 4. Память свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня /12 июля ) 5. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа /11 сентября )
Покров Божией Матери (1/14 октября )
Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января )
Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня / 7 июля )
Память святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня /12 июля )
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 авг./11 сент.) Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 авг./11 сент.)
Многодневные посты Великий пост ( Святая Четыредесятница и Страстная седмица ). Установлен в память и подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа, для того, чтобы достойно встретить праздник Св. Пасхи. Петров пост – в честь святых Апостолов. Начинается с понедельника после Недели Всех Святых и заканчивается в день памяти свв. Апп. Петра и Павла (12 июля ) Успенский пост – в честь праздника Успения Божией Матери. С 14 по 28 августа. Рождественский ( Филиппов ) пост – в честь Рождества Христова. С 28 ноября по 6 января.
Однодневные посты Среда и пятница в течение года, кроме Сплошных седмиц. Пост в среду установлен в воспоминание предания Иисуса Христа Иудой, а пост в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. Крещенский сочельник ( Навечерие Богоявления ) – (5/18 января ) День праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня (14/27 сент.) День праздника Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (29 авг./11 сент.)
Как следует проводить праздничные дни ? Праздничные дни должно проводить следующим образом : не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские ; нужно свято хранить их, т. е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. Почему в праздничные дни запрещено работать ? Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и Богоугодные дела. Что следует делать в праздничные дни ? В праздничные дни следует : приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием ; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными ; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим ; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви. Такие дела можно делать и в рабочие дни и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те, по крайней мере, праздничные дни должны освящать такими делами. В праздничные дни порочные дела особенно грешны : Те, кто в праздники позволяют себе легкомысленные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питье, оскорбляют святость праздников. Если невинные и полезные работы не сообразуются со Святыми днями, то тем более дела бесполезные, плотские и порочные. Четвертая заповедь запрещает праздность и рассеянность : Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в будни не работает, а занимается бездельем и пустым времяпрепровождением.
Грехи против четвертой заповеди Непочитание церковных праздников. Непристойное поведение и пьянство в церковные праздники. Леность и праздность в будничные дни. Социальный паразитизм ( жизнь за счет чужого труда ).
Пятая заповедь Почитай отца твоего и мать твою, [ чтобы тебе было хорошо и ] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их : почтительно обходиться с ними ; повиноваться им ; питать и покоить их во время болезни и старости ; после их смерти, так же, как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому. Насколько тяжел грех непочтения к родителям ? Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех не почитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь. Исх. 21:17: Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
К пятой заповеди присоединено обещание благополучия и долголетия, для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни. Каким образом исполняется обещание благополучия и долголетия ? Примеры древних патриархов и праотцев показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей ( см. Быт, гл. 27). Благословение отца утверждает домы детей ( Сир 3:9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле ; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном. В заповедях о любви к ближним прежде всего упоминаются родители, потому что родители, естественно, к нам ближе всех. В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.
Кто для нас может быть вместо родителей ? Вместо родителей для нас являются : отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором подданные являются его детьми ; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней ; старшие по возрасту ; благодетели ; начальствующие в разных отношениях. Священное Писание говорит о почтении к власти : Всякая душа да будет покорна высшим властям : ибо нет власти не от Бога ; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению ( Рим. 13:1-2). Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести ( Рим. 13:5). Бойся, сын мой, Господа и царя ; с мятежниками не сообщайся ( Притч 24:21). Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф. 22:21). Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет 2:17). Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности отдать за него свою жизнь ( см. Ин.15:13).
Священное Писание говорит о почтении к пастырям и учителям духовным : Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны : ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет ; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая : ибо это для вас не полезно ( Евр. 13:17).
Священное Писание говорит о почтении к старшим по возрасту : Старца не укоряй, но увещай, как отца ; младших, как братьев ; стариц, как матерей ; молодых, как сестер (1 Тим. 5:1-2). Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся ( Господа ) Бога твоего ( Лев 19:32). Благодетелей следует почитать, как родителей. Удостовериться в этом можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем ( см. Лк. 2:51).
Начальствующих следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т. е. Учителя и наставники ; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т. е. Начальники гражданские ; те, кто защищает нас от обид силой законов, т. е. Судьи ; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т. е. Начальники военные. Священное Писание говорит о почтении к начальствующим : Отдавайте всякому должное : кому подать, подать ; кому оброк, оброк ; кому страх, страх ; кому честь, честь ( Рим. 13:7).
Священное Писание говорит так о подчиненности служителей и рабов господам : Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души ( Еф. 6:5-6). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет 2:8).
Священное Писание предписывает обязанности к детям соответственно обязанностям родителей : Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6:4).
Священное Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так : Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет 5:2-3).
Священное Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так : Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах ( Кол 4:1).
Как следует поступать, когда требуют от нас противного Священному Писанию ? Если случится, что родители или начальники потребуют чего - либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским : Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога ? ( Деян. 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало.
« Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия : вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме ; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти ; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению ; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению » ( Основы социальной концепции Русской Православной Церкви ).
Грехи против пятой заповеди Непочитание родителей, пастырей и старших. Неподчинение начальникам, светским властям и законам государства.