ТЕХНОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ, ОПИСАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Прокопчик Елена Геннадьевна, заместитель директора по учебно-методической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Примерная структура описания педагогического опыта.
Advertisements

Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Описание передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт Это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью.
Самоанализ профессиональной деятельности педагога Методические рекомендации Автухова Р.В., главный специалист Управления образования Администрации ЗАТО.
Технология обобщения и описания педагогического опыта.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ (ТЕОРИЯ)...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд. В.А. Сухомлинский Королёв Олег Николаевич Учитель.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Как представлять опыт работы учителя. Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; её отбор,
Локализация педагогического опыта: проблемы выявления, изучения и обобщения.
Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа – это форма учебной работы, которая способствует углублённому усвоению лекционного.
Транксрипт:

ТЕХНОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ, ОПИСАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Прокопчик Елена Геннадьевна, заместитель директора по учебно-методической работе ГУО «Гимназия имени Я. Купалы»

Педагогический опыт является: условием и средством подтверждения профессионального мастерства педагога (сформированности управленческой, исследовательской, презентационной, коммуникативной компетенций педагога); источником средств (алгоритмов, технологий, методов, приемов) для педагогов, стремящихся к разрешению идентичных или смежных образовательных проблем; ключевой позицией моделирования перспективы профессионального развития педагога.

Педагогический опыт – это владение педагогом знаниями и умениями, ценностными установками, обеспечивающими определенный уровень качества образования учащихся.

Передовой педагогический опыт – мастерство педагога, обеспечивающее высокий устойчивый пе­дагогический результат.

Эффективный педагогический опыт – это достижение желаемых результатов деятельности с минимально возможными ресурсами или получение максимально возможных результатов при использовании имеющихся ресурсов

Выделяют две разновидности эффективного педагогического опыта: 1) педагогическое мастерство, которое заключается в умелом, рациональном, комплексном использовании педагогом рекомендаций науки; 2) педагогическое новаторство, т.е. опыт, содержащий собственные творческие находки новые образовательные услуги, новое содержание, формы и методы, приемы и средства обучения и т.д. [А.М.Новиков, с. 107].

Признаки эффективного педагогического опыта Новизна Высокая результативность Соответствие современным достижениям науки Стабильность Возможность использования опыта другими педагогами (адаптивность опыта) Оптимальность

Педагогический опыт как система ЦЕЛЬ УЧАЩИЕСЯ Содержание РЕЗУЛЬТАТ СРЕДСТВА ПЕДАГОГ

ПРОБЛЕМАПРОТИВОРЕЧИЕ АКТУАЛЬНОСТЬ Уровень, задаваемый как желаемый (цель) Уровень не удовлетворяет требованиям (уровень внешних притязаний или личных)

ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ИДЕЯ!!! ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕС КОГО ОПЫТА

Алгоритм описания опыта работы педагога

Тема Тема должна отражать главное направление в содержании работы учителя. Для формулировки темы необходимо задать себе 2 вопроса: 1)«Что я делаю?»: 2)«Для чего? С какой целью?».

Обычно тема состоит из 2-х частей: «что» + «для чего» «...для...» «... как средство...» «... как основа...» « Использование... для...» «Приемы (методы)... как средство развития (формирования)...»

Типичные ошибки: а)тема очень широкая; б)тема очень узкая; в)тема требует раскрытия многих направлений.

Актуальность опыта Ответ на вопрос: «Почему я это делаю?» (обоснование выбора темы). Возможные варианты: значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога; наличие противоречий или трудностей, с которыми вы столкнулись в своей практической деятельности; проблема, которую вы планируете разрешить средствами своей практической деятельности.

Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее. «Для меня эта тема актуальна, потому что...» «Актуальность темы обусловлена...» «Работа поданному направлению позволяет решить проблему...» Типичные ошибки: - описание отрицательного опыта собственной педагогической деятельности.

Цель опыта Для формулировки цели необходимо ответить на вопрос: «Чего я хочу добиться в результате своей деятельности?»

Формулировка цели обычно начинается с существительного создание условий развитие определение условий формирование повышение уровня совершенствование систематизация знаний обеспечение

Типичные ошибки: а)цель не соответствует теме; б)не отражает направленности на совершенствование образовательного процесса, личности учащихся; в)цель шире темы; г)цель уже темы.

ЗАДАЧА 1 ЗАДАЧА 2 ЗАДАЧА 3 ЗАДАЧА 4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТ (в соответствии с критериями) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТ (в соответствии с критериями) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТ (в соответствии с критериями) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТ (в соответствии с критериями)

Задачи опыта Для формулировки задач необходимо ответить на вопрос: «Что я делаю для достижения данной цели?». Задачи прописываются как средства достижения цели или последовательность действий (шагов) по достижению цели. Можно ставить задачи в сфере деятельности педагога или в сфере деятельности учащихся, но не смешивать их между собой. Формулировки задач начинаются с глагола организовать выявить проанализировать составить разработать провести

Типичные ошибки: формулируются задачи по самообразованию педагога («изучить учебно-­методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.); формулируются задачи по экспериментальной или опытно- экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести эксперимент» и т.п.).

Ведущая идея опыта Идея это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении. Попробуйте сформулировать суть своего опыта в нескольких предложениях. Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов: «Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»; «Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»; «Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».

Типичные ошибки: идея опыта не связана с темой и целью; идея опыта не раскрывается, в последующем содержании деятельности.

Описание сути опыта Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на ВОПРОСЫ : «Что у меня получается лучше всего?»; «На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе?» (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием АВТОРОВ); «Что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?»; «Что конкретно я изменил в образовательном процессе - содержание, методы, формы организации учебной деятельности учащихся?» (конкретные примеры заданий, методов и приёмов, форм работы);

В какой системе можно представить мой опыт: 1. система работы с 1 по 4 классы; 2. система уроков по изучению одного раздела учебной программы; 3. система работы на уроке определенного типа; 4. система заданий по учебной теме или др.?» «Какие этапы можно выделить в моей работе?»

Порядок изложения опыта может быть подчинён заявленным задачам - опишите, как Вы решали каждую задачу, в какой последовательности действовали, какой материал подбирали (с ссылкой на авторов) или разрабатывали сами, как организовывали деятельность учащихся. Приведите конкретные примеры и факты (фрагменты уроков, варианты заданий можно включать в основной текст, полные конспекты уроков - давать в приложении).

Типичные ошибки: опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме; содержание опыта не соответствует теме, целям, задачам; опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежныхи понятий («орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком»); отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы; описание ведётся не от первого лица («Учитель на уроке должен...»); научные термины используются без понимания их сути; не указываются авторы классификаций, подходов, методик, которые педагог использует в своей деятельности (получается, что автор сам учитель); отсутствуют конкретные примеры из опыта работы педагога.

Результативность опыта Для описания результативности необходимо ответить на. вопросы; Как можно доказать результативность моего опыта? Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта? Удалось ли мне достигнуть поставленной цели? По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата? Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?

Типичные ошибки: результаты не отражают того явления, о котором шла речь в опыте работе (формировали выразительность чтения, а проверяли беглость); результаты опыта по конкретной теме подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).

Заключение. Перспективы развития опыта В заключительной части даём ответы на вопросы: Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось? Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил? Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении? Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание? Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?

Список использованных источников Указываются только те источники, на которые сделаны ссылки в тексте.

Приложения Приложение может включать: конспекты уроков или технологические карты по теме опыта; примеры заданий; инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы); таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта; список публикаций автора по теме опыта.

Типичные ошибки при предоставлении педагогического опыта на квалификационном экзамене 4. Тема педагогического опыта не фокусирует ключевые позиции опыта: цель, средство и т.д., поэтому носит неконкретный характер (широкая, узкая; многогранная, а содержание не отражает этой многогранности). Причина: педагогом не выявлена проблема, которую он смог решить в ходе обобщения опыта (не реализован проблемно-деятельностный подход). 5. Отсутствие обоснования актуальности данной темы. Причина: педагог не осуществил анализ противоречий, решаемых данным опытом. 6. Некорректно сформулированы цель и задачи педагогического опыта. Причина: описание компонентов опыта осуществляется разрозненно.

Типичные ошибки при предоставлении педагогического опыта на квалификационном экзамене 7. Не представлены результаты педагогического опыта (результаты не соотносятся с заявленной темой опыта). Причина: педагогом не разработана критериальная база оценки педагогического опыта. 8. Отсутствие ссылок на используемую литературу. Причина: некорректность педагога в работе с литературой. 9. Грамотность оформления. Причина: обобщение педагогического не носит системный характер в учреждении образования. 10. Корректность размещения приложений. Причина: отсутствие рефлексивного подхода в обобщении педагогического опыта.

Типичные ошибки при предоставлении педагогического опыта на квалификационном экзамене 1. Опыт предоставляется как накопление фактологического материала (знаний, умений, навыков, приобретаемых в ходе образовательной деятельности). Причина: отсутствие преемственности между самообразованием педагога и обобщением опыта в реализации проблемно- деятельностного подхода. 2. Отсутствие концептуальной (научной) основы педагогического опыта, грамотной трактовки научных понятий. Причина: педагог не придает значения связи науки и практики (не сформирована мировоззренческая позиция педагога). 3. Педагогический опыт не являет собой систему деятельности (цель, задачи, средства, содержание, результативность). Причина: педагог при обобщении опыта не использует метод педагогического исследования, позволяющий систематизировать полученные результаты.

Методические рекомендации Критерии и показатели представленного педагогического опыта на квалификационном экзамене 1.1. Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой (1 – 4 балла) 1.2. Сущность опыта (1 – 4 балла) 1.3. Результативность, эффективность (1 – 4 балла) 1.4. Методический уровень описания опыта (1 – 4 балла) 2. Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия) – (0 – 16 баллов)