О БЩЕСТВО. О БЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. О СНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Фронтальный опрос учащихся 11 класса Учитель истории Вилкова Е.Н.
Ч ТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО ? ( В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ )
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия и формы объединения людей
Ч ТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО ? ( В УЗКОМ СМЫСЛЕ )
О БЩЕСТВО В УЗКОМ СМЫСЛЕ - ЭТО Круг людей, объединённых общностью цели (школьное общество, научное общество и т.д): Круг людей, объединённых общими интересами (спортивное общество, общество цветоводов, общество рыболовов и т.д.); Отдельное конкретное общество, страна, регион( английское общество, французское общество, российское общество и т.д); Исторический этап в развитии общества (первобытное, рабовладельческое, феодальное и т.п) Всё человечество в целом
О БЩЕСТВО – ЭТО СИСТЕМА : динамическая саморазвивающаяся сложноорганизованная открытая незавершённая имеющая альтернативные пути развития Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
З АДАНИЕ А1 Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как систему: 1) постоянное развитие 2) часть материального мира 3) обособление от природы 4) способы взаимодействия людей
П РАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ : 4) способы взаимодействия людей
З АДАНИЕ А1 Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как динамическую систему: 1) постоянное развитие 2) часть материального мира 3) обособление от природы 4) способы взаимодействия людей
П РАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ : 1) постоянное развитие
Д АЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ
О БЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – МНОГООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ, А ТАКЖЕ СВЯЗИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ ( ИЛИ ВНУТРИ НИХ ) Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Общественные отношения
Н АЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ( ПОДСИСТЕМЫ ) ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА ? Ч ТО СЛУЖИТ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ?
О СНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА Экономическая сфера Политическая сфера Духовная сфера Социальная сфера Базовые потребности человека
К АК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПРАВИЛЬНО ЛИ ОТОБРАЖЕНО ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ ?
Центральное место человека символично он вписан во все сферы жизни общества Человек есть универсальный компонент подсистем, включённый в каждую их них. Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.люди
Ч ТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ?
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Каждая сфера включает в себя: определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Ч ТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ?
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.).
Н А ПРИМЕРЕ АНКЕТЫ ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНИНА В СОЦИУМЕ ?
Ч ТО ОПРЕДЕЛЯЮТ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АНКЕТЫ ? Ч ТО МОЖНО ИССЛЕДОВАТЬ НА ЕЁ ПРИМЕРЕ ?
На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «экономическая сфера»? Используя знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об экономической сфере.
Экономическая сфера область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества: производительные силы люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда; производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая сфера»? Используя знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о политической сфере.
Политическая сфера это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Элементы политической сферы можно представить таким образом: политические организации и институты социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.; политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом; политическая культура и идеология политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «духовная сфера»? Используя знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о духовной сфере.
Д УХОВНАЯ СФЕРА ЭТО ОБЛАСТЬ ИДЕАЛЬНЫХ, НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ В СЕБЯ ИДЕИ, ЦЕННОСТИ РЕЛИГИИ, ИСКУССТВА, МОРАЛИ И Т. Д. Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова: религия форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы; религия мораль система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков; мораль искусство художественное освоение мира; искусство наука система знаний о закономерностях существования и развития мира; наука право совокупность норм, поддерживаемых государством; право образование целенаправленный процесс воспитания и обучения. образование
Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то на что направлена духовная сфера жизни человека? потребностей
Духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии мировоззрения, самореализации, самообразования, самовоспитания, разнообразных духовных качеств.
В ЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.обществе
В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали.духовной культуры
В3. У СТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ А) парламент Б система здравоохранения В) общественные организации Г) правительство Д) коммунальные службы 1) социальная сфера 2)политическая сфера Учреждения, организации Сферы жизни общества
Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Э ССЕ. «Без много человек может обойтись, только не без человека» (Л. Берне) «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский) 1 вариант 2 вариант