О БУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ ПО ЧАСАМ Исполнитель: Сватко Елена Владимировна
ВРЕМЯ Относительно… Всегда в движении… Движется непрерывно в одном направлении… Его нельзя вернуть, задержать…
Ч ТО ТАКОЕ ВРЕМЯ ? П ОКАЖИ МНЕ ЕГО !
Сложности восприятия времени детьми с интеллектуальными нарушениями
Э ТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ : части суток понятия «сегодня», «завтра», «вчера» времена года названия месяцев дни недели единицы времени
О БУЧЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ ПО ЧАСАМ Восприятие длительности временных отрезков Знакомство с циферблатом
П ОЛОЖЕНИЕ СТРЕЛОК ПРИ РОВНЫХ ЧАСАХ, СООТНЕСЕНИЕ С РЕЖИМНЫМИ МОМЕНТАМИ.
А ВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ ПО ЧАСАМ «Л АДОШКИ »
Л АДОШКИ – ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СЧЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ПОД РУКОЙ. Р ЕБЕНОК ЗНАЕТ, ЧТО У НЕГО ДВЕ ЛАДОШКИ, И НА КАЖДОЙ – ПО ПЯТЬ ПАЛЬЧИКОВ.
Между каждыми соседними цифрами на циферблате ровно пять делений! Точно! И у меня ровно пять!
Пять делений – ровно столько, сколько пальчиков на одной ладони! - На какую цифру показывает большой палец? (на цифру 1) - Сколько ладоней на доске? (одна ладонь) - Сколько пальцев на одной ладони? (на ладони пять пальцев) - Сколько делений между цифрами 12 и 1 на циферблате? (пять делений) - Когда минутная стрелка на часах стоит на цифре 1, она прошла 5 делений – 5 минут.
- На какую цифру показывает большой палец третьей ладошки? - (на цифру 3) - Сколько бумажных ладошек на доске? (три ладошки) - Сколько пальцев на трех ладошках? (на трех ладошках 15 пальцев) - Значит, минутная стрелка прошла 15 делений и показывает 15 минут.
- Итак, для того, чтобы узнать, сколько времени, сначала нужно посмотреть на маленькую часовую стрелку и выяснить, сколько часов она показывает.(7 часов) - Затем нужно посмотреть на длинную минутную стрелку и выяснить, на какую цифру она показывает? (на цифру 4) - Представьте себе четыре ладони. Сколько пальцев на четырех ладонях? (20 пальцев) Значит, минутная стрелка показывает 20 минут. Итак, часы показывают 7 часов 20 минут.
Возможность упражнять детей в тех или иных навыках, связанных с формированием временных представлений, у педагога есть всегда: у воспитателя – во время проведения режимных моментов и специально организованных занятий, у учителя – во время уроков и перемен. Результативность коррекционной работы по предложенной методике достигается только при ее непрерывности и постоянстве.
Полученные знания о времени, о единицах времени являются необходимым условием адаптации умственно отсталых детей к социуму, ориентации в быту и в их дальнейшей профессиональной деятельности.