Педагогические технологии в образовательном процессе
Проблемное обучение В традиционном обучении преобладают объяснительно- иллюстративные методы обучения и монолог учителя, рассчитанный на передачу знаний в готовом виде и развитие воспроизводящей памяти ученика Для развития интеллектуальных умений обучаемых важно организовать работу по самостоятельному получению ими новых знаний в процессе поиска, размышлений, сопоставления имеющихся знаний Под развитием понимается появление у учащихся новых черт личности, в том числе умений, не прямо вызванных обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов
Обучение ведёт за собой развитие ребёнка, оно ориентировано на зону ближайшего развития Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта и направлено на формирование новых качеств личности Дидактическими принципами развивающего обучения являются: - системность и целостность содержания; - ведущая роль теоретических знаний; - обучение на высоком уровне трудности; - изучение быстрым темпом; - осознание процесса обучения (рефлексия); - включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы; - дифференциация процесса обучения, его индивидуализация
Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности Характерной чертой проблемного обучения является функция развития творческих способностей
В процессе решения цепи проблемных ситуаций в ходе проблемно- исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию
Схема проблемного обучения Актуализация Усвоение новых понятий и способов Формирование умений Создание проблемных ситуаций и постановка проблем Выдвижение и обоснование гипотез Доказательство гипотез Проверка правильности раскрытия проблем Догадка Известные способы
Система методов: проблемное изложение; проблемные вопросы; диалоговые методы, эвристические беседы; поисковая деятельность; метод мозговых атак; метод эвристических задач
Проблемное изложение Обозначив проблемную ситуацию, учитель раскрывает логику решения, показывает противоречия и источники их возникновения, аргументирует каждый шаг к решению проблемы Определённая последовательность изложения материала вызывает у школьников желание следить за логикой, контролировать правомерность каждого суждения. Учащиеся задают вопросы, высказывают сомнения, принимают участие в обсуждении поставленных проблем.
В ходе проблемного изложения используются эвристическая беседа и диалоговые методы, которые планируются таким образом, чтобы каждый следующий вопрос был связан с предыдущим и основывался на нём Вопросы и ответы на них направляются на решение основной проблемы
Технология проблемного обучения требует такой организации учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций под руководством учителя и активную самостоятельную деятельность по их разрешению
Проблемной ситуацией называется состояние интеллектуального затруднения( явно или смутно осознаваемое), когда учащийся не знает, как объяснить явление или факт, и не может получить решение известными способами Проблемная ситуация вызывает у учащихся определённую потребность в получении знаний, создавая условия для целенаправленного и мотивированного их усвоения
Шесть типов проблемных задач ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределённости; ситуация выбора; ситуация предложения
Этапы осуществления проблемного подхода 1 этап. Подготовка к восприятию проблемы. 2 этап. Создание проблемной ситуации. 3 этап. Формулировка проблемы. 4 этап. Процесс решения проблемы. 5 этап. Доказательство правильности решения.
Условия предметного обучения наличие определённого минимума знаний учащихся; некоторый опыт активной познавательной деятельности у учащихся; благоприятная и комфортная эмоциональная атмосфера на уроке
Учебно-познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации Постановка проблемной ситуации Актуальность проблемной ситуации Поиск способов её решения Решение проблемы и её доказательство Рефлексия и оценка результатов