История кадетских корпусов в России
«Cadet»(франц.)- воспитанник, младший(сын в дворянской семье) В 15 веке кадетский корпус был открыт Людовиком 16 во Франции, а «Берлинская кадетская школа» на 100 кадет в 1717 г. Открывается в 1717 году.
Петр Первый Создал первые учебные заведения, ставшие впоследствии прообразами кадетских корпусов - Навигацкую (1701), инженерные (1712,1719,1722) и артиллерийские (1712,1722) школы, Морскую академию (1716)
Анна Иоанновна в доме А.Д.Меньшикова в 1732 году открыла корпус кадетов шляхетных детей, впоследствии - 1 кадетский корпус
Елизавета Петровна Ввела впервые систему военных учебных заведений: - Сухопутный шляхетский кадетский корпус (1742) - Морской корпус (1752) - Объединенная Артиллерийская и Инженерная школа (1758) - Придворный благородный пансион (1759), впоследствии - Пажеский корпус
Екатерина II В ее правление Объединенная Артиллерийская и Инженерная школа преобразована в Артиллерийский и Инженерный кадетский корпус (1762) и образованы Корпус чужестранных Единоверцев (1775), Шкловское Благородное училище (1778), впоследствии Шкловский КК (1792)
Павел I Ввел номера кадетским корпусам - 1 й КК и 2 й КК, основал Императорски й военно- сиротский дом (1798), впоследствии - Павловский КК
Александр I В его царствование появились Волонтерский корпус (1807), Гаапаньемский Топографический (1812), 1 й Московский (1814), Калишский (1815) кадетские корпуса, Пажеский корпус получил свое окончательное наименование - Пажеский Его Императорского Величества корпус (1802), образованы Александровское Тульское Дворянское училище (1801), Тамбовское военное училище (1801), Омское Восковое казачье училище (1813), Оренбургское Неплюевское военное училище (1824)
Николай I Все военно-учебные заведения стали наименоваться кадетскими корпусами. Всего в России в этот период действовал 21 кадетский корпус
Александр II Период правления Александра II известен радикальной реформой армии и военного образования, проведенного Военным министром Милютиным, разделившим военно- подготовительные классы (военные гимназии) и специальные классы (военные училища) прежних кадетских корпусов.
Александр III Вернул прежнее военно-строевое устройство и название кадетских корпусов, ввел военный штат офицеров- воспитателей. Кадетские корпуса стали военно- подготовительной ступенью для военных училищ. Изданы Положения о КК и Инструкции по воспитательной части для КК и ВУ. Открылись новые корпуса - Донской (1883) и 2 й Оренбургский (1887)
Николай II Окончательно сформирована система военного образования для подготовки офицерских кадров Российской Армии. К 1917 г. в России были 29 кадетских корпусов, Пажеский корпус, Морской корпус.
30 е гг XVIII в. – 1862 гг С зарождением Сухопутного шляхетного кадетского корпуса началось становление системы подготовки офицеров для армии. Кадетские корпуса выполняли роль единственного учебного заведения, объединяющего военно- подготовительную и военно-специальную части.
Периоды в жизни кадетских корпусов России и их роль в системе военного образования е г.г. военная подготовка офицеров производилась в военных школах, которые создавались по образу и подобию прусских военных школ для обучения и воспитания дворянских детей, подготовки их к службе в армии.
1863 – 1882 гг Во время реформы Милютина военно- специальное образование было отделено от военно- подготовительного. Кадетские корпуса были разделены: из специальных классов образованы военные училища, также в разряд ВУ переведены некоторые кадетские корпуса; большинство же перешло в категорию военных гимназий, где военные воспитатели были заменены гражданскими, общее направление подготовки перестало быть ориентированным на военную карьеру, результатом чего стало снижение уровня воспитания и образования, падение дисциплины и нравственности.
1883 – 1918 гг кадетские корпуса восстановлены в прежнем - строевом - качестве и устройстве, назначен штат военных воспитателей. Они осуществляют подготовку воспитанников к поступлению в военные (не путать с юнкерскими) училища
1920 – 1944 /1964 воспитанники пятнадцати Российских кадетских корпусов оказались за рубежом. Обучение продолжали несколько корпусов, сохраняя традиции кадетского воспитания и образования, что позволило практически всем воспитанникам этих корпусов занять в жизни достойное положение, некоторые стали известными и уважаемыми людьми стран своего проживания. В силу отсутствия системы дальнейшего военного образования все выпускники продолжили обучение в высших гражданских учебных заведениях. Во Франции существовал корпус-лицей Императора Николая II до 1964 г. В системе военного образования России как во второй половине XIX – начале XX века, так и с гг. кадетские образовательные учреждения (суворовские и нахимовские училища) осуществляли подготовку воспитанников к поступлению в военные училища и академии, то есть являлись военно- подготовительными учебными заведениями.
с 1943 г созданная по типу кадетских корпусов система воспитания и образования в суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах повторила опыт военной школы России. Во всех вопросах воспитания и целях обучения различий практически не было. В 50- х годах опять была неудачная попытка объединить военно- приготовительное и военно- специальное образование в одном учебном заведении - Суворовском офицерском училище (таких было несколько - В Ленинграде, Владикавказе, Киеве, Новочеркасске и др.). Вскоре таковые училища опять-таки, как и при Милютине, были разделены на пехотные и Суворовские училища.
с 1993 г. – наряду с кадетскими корпусами Министерства обороны РФ появляются и многие другие учебные заведения, именующие себя кадетскими корпусами, кадетскими школы, кадетскими интернатами и т.д., которые осуществляют подготовку воспитанников по разным программам и с разной целью.