Мотивация как катализатор обучения (из опыта работы)
"Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие, стараясь научить кого-то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство. Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перегружая его, просто заронить в него искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем". Анатоль Франс
Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей ученика, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его познавательной деятельности. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы
интерес к предмету ; желание хорошо овладеть предметом, чтобы потом успешно сдать ОГЭ,ЕГЭ и поступить в ВУЗ; желание заслужить одобрение друзей, одноклассников; стремление учиться лучше, чтобы выполнить обещание перед родителями. Мотивация к обучению :
Три кита учебной мотивации Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности (компетентности)
КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Техника «Проблемные вопросы» - Что случится, если…? - Назовите… - Сколько известно… - Какой …. является лучшим и почему? - Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….? - Из чего состоит…? - Каким образом… влияет на … ? - Кто участвовал…? - Чем похожи… и …. ? - На что похоже… ? - Где происходило … ? - Кто открыл … ? - Что мы уже знаем о … ? - Перечислите … - Каким образом … можно использовать для … ? - Кто изобрел … ?
Они считали его символом горючести и называли «желчью бога Вулкана» В Древнем Египте простое вещество из этого элемента использовалось для изготовления красок и косметики еще во II тысячелетии до н.э. Это вещество известно было алхимикам Это вещество - желтого цвета, хрупкое и легко плавится Соединения его могут служить лекарственными препаратами В китайских рукописях упоминается это вещество как основа пороха
Тема : «Фосфор» Артур Конан-Дойл «Чудовище лежало перед нами…Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем,глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и,отняв руку,увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор,- сказал я.»
Программа «Виртуальная химическая лаборатория» Химические эксперименты на уроках и внеурочное время
Измерение влажности руки с использованием LabQuest mini 68,77% 65,29% 27,37% Проектная работа «Глицерин как регулятор влажности»
Техника «Знаю не знаю хочу узнать» Игры Викторины
Пример дидактического задания Тема:«Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева.» Потерялся породистый оксид, принадлежащий жильцу из 3-его подъезда.Особые приметы: имеет молекулярную массу 102. Если вы сможете найти этот оксид, то приходите за вознаграждением. Ответ:Al 2 O 3
Знаете ли вы, что… Ежедневная потребность человеческого организма в фосфоре составляет 1,2 г. 100 г – 200 мг фосфора Основные источники Богаты фосфором РСа Избыток фосфора приводит к вымыванию кальция из костей Избыток кальция приводит к развитию мочекаменная болезнь 1,5 : 1 Но …
«…Тогда услышал я (о, диво!) запах скверный, Как будто тухлое разбилося яйцо»… А.С Пушкин Сероводород Н 2 S -2 (низшая с.о) Использование художественной литературы
КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» Использование элементов технологии уровневой дифференциации. Модульной технологии Тесты
КИТ 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Какие факторы влияют на процесс мотивации? -Содержание учебного материала -Организация учебной деятельности -Стиль педагогической деятельности учителя
«Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О. Уальд.