Взаимодействие учителя- логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста Проект составлен учителем-логопедом МАДОУ «Детский сад 64» Карпушевой И.Ф. г. Пермь 2013
В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические процессы, страдает формирование связанной речи и её грамматического строя. Логопеды-практики выделяют ряд причин недостатков формирования речи у детей дошкольников: Педагогическая запущенность детей по причине недостатка детских мест в образовательных учреждениях. Возросло количество патологий при беременности и родах. Увеличилось количество социально опасных семей в связи с современными пороками общества (наркомания, алкоголизм). Сокращение штата специалистов (логопедов, психологов) в ДОУ. Актуальность проблемы
Развитие у детей коммуникативных способностей, как одно из главных условий для формирования социально-значимой личности ребенка дошкольника Цель:
Формировать правильное звукопроизношение. Развивать фонематический слух и восприятие. Совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез. Расширять словарный запас и формировать связную речью. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи:
Взаимодействие различных структур при формировании коммуникативных качеств ребенка Пед. коллектив ДОУ «Д/с 64» Детская больница «невролог, лор окулист» Дополнительные образовательные услуги Городской психолого- педагогический центр ГАРМОНИЯ Дети- дошкольники Театральная студия Родители или лица их заменяющие
Тесное взаимодействие коллектива ДОУ «Детский сад 64» и родителей в работе по развитию речи ребенка дошкольника Ребенок Воспитатели Родители Психолог Родители Логопед Инструктор по ИЗО МУЗ руководитель Инструктор по ФИЗО Родители Врач Театральная студия
Непосредственная образовательная деятельность с детьми НОД Взаимодействие с воспитателями и специалистами Взаимодействие с родителями I период Развивать общую и мелкую моторику Использование одинаковых пальчиковых игр, динамических упражнений Посещение изостудии (доп. усл.) Кружок «Со-фи-данс» (доп. усл.) Консультация: «Речь ребенка на кончиках пальцев» Развивать артикуляционный праксис и речевое дыхание Лог. массаж, арт- гимнастика, дыхательные упр. (логопед, муз-рук.) Кружок «Домисолька» (доп. усл.) Создать памятки для родителей по артикуляционной гимнастике
Формировать правильное звукопроизношение Учитель-логопед II период Закреплять правильное произношение звуков в словах, предложениях, связанных текстах, речевках, чистоговорках. Учитель-логопед Логопедические сказки по радио Постоянный контроль воспитателей и специалистов за звукопроизношением детей Работа по заданию логопеда: заучивание стихов, чистоговорок, связанных текстов и постоянный контроль за речью своего ребенка Расширять словарный запас используя метод семантического поля Воспитатели на каждой теме развивают у детей словарь существительных прилагательных и глаголов Консультация с родителями «Расширяем словарный запас» Развивать связанную речь (монологическую, диалогическую). Совершенствовать интонационную выразительность речи Воспитатели: обучение рассказыванию используя разные методы Логопед: пересказы текстов, сказок Муз-рук.: инсценировки сказок Театрализованная студия (доп. усл.) Оформление папки- передвижки «Логопед в помощь родителю», составление рассказов по серии сюжетных картин
III период Развивать фонематические процессы (слуховое внимание, фонем. слух, фонем. восприятие) Логопед: фонематические и словесные игры Муз-рук.: музыкально- ритмические игры Воспитатели: настольно-печатные игры, НОД по грамоте Психолог: игры на слуховое внимание Разработать совместно с родителями методички для работы с трудными звуками [С] [С], [З] [З], [Ш] [Ж], [Л] [Л], [Р] [Р] Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза Воспитатели: НОД по грамоте, ребусы, настольно-печатные игры Логопед: обучение составлению схемы слов, предложений, игры, ребусы Родители: провести презентацию игр по формированию звукобуквенного анализа и синтеза Развивать психические процессы (внимание, мышление, память, восприятие) Индивидуальные занятия особо нуждающихся детей с психологом Посещение детей с родителями занятий в городской психолого- педагогическом центре «ГАРМОНИЯ»
Развился артикуляционный праксис, сформировалось правильное звукопроизношение у 95% детей (24 чел.) Расширился словарный запас, дети в совершенстве овладели связанной речью (80% - 20 чел.) Дети научились выразительно читать стихи, инсценировать сказки, использовать нужную интонацию в общении между собой и со взрослыми (85% - 22 чел.) У дошкольников сформировались фонематические процессы, дети овладели звукобуквенным анализом и синтезом (95 % - 24 чел.) Ожидаемый результат
Таким образом На начало проекта из 25 детей старшего возраста (группа 6) имели нарушение речи 17 человек. По окончанию работы по данному образовательному проекту в среднем из 25 детей с нормой развития речи стало 23 человека (92%). Лишь у двух человек остались различные нарушения речи. Это те дети, которым была предложена глубокая коррекционная помощь в условиях специализированных групп. Но родители, по ряду объективных причин отказались от услуг коррекционных групп и остались в нашем ДОУ общеобразовательного типа. Все дети хорошо адаптированы к школе, несомненно будут успешны среди своих сверстников, так как достаточно коммуникативные, образованны и гармонично развиты. Считаем, что таким результатом можно гордится.
Учимся вместе с мамой
Индивидуальное занятие
Подгрупповое занятие
Упражнения «Лопаточка», «Лошадка», «Чашечка»
Делаем все вместе
Буклеты для родителей