Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 229 «Детский сад комбинированного вида «Голубой ручеек» Тема: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.» Выполнила: Шакина Надежда Павловна Кемерово 2015 г
ООП ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направляет на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии детей.
Актуальность Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, занимает во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Фундамент активного здорового долголетия закладывается именно в период дошкольного возраста, отсюда, растет необходимость приобщения детей к здоровому образу жизни, поиска средств для сохранения и укрепления здоровья детей и повышение уровня их культуры здоровья.
Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, потребности в сохранении своего собственного здоровья. Задачи: 1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребенка к здоровому образу жизни. 2. Формирование представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению. 3. Развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья. 4. Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни. 5. Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников предпосылок к здоровому образу жизни, организации оздоровительной и профилактической работы с детьми.
Принципы организации работы по формированию представлений о ЗОЖ: Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками. Принцип региональной специфики - обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий. Принцип вариативности – использование различных оздоровительных технологий в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды группы. Принцип развивающего характера образования – развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и его развития. Принцип индивидуализации – организация образовательного процесса, при которой индивидуальный подход к дошкольнику и индивидуальная форма его обучения играют главную роль. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебного – воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Содержание ООП включает совокупность образовательных областей, которая обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому, художественно – эстетическому. Здоровье Физическое развитие Коммуникация Познание Социализация Безопасность
Физическое развитие: Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей. Познание: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека. Коммуникация: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека. Социализация: Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ. Безопасность: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.
Задачи формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 1. Расширить представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их организма и здоровья. 2. Расширять представление о составляющих( важных компонентах) здорового образа жизни ( правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. 3. Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания. 4. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. 5. Учить характеризовать свое самочувствие. 6. Раскрыть возможности здорового человека.
Формы и виды деятельности, используемые при формировании начальных представлений о ЗОЖ в старшем дошкольном возрасте ООД Дидактические и сюжетно – ролевые игры Праздники и развлечения Спортивные соревнования и эстафеты КВН Театрализованная деятельность Викторины Проектная деятельность и презентации
Основные методы и приёмы, используемые при формировании начальных представлений о ЗОЖ в старшем дошкольном возрасте. 1.Беседы. 2. Игровые упражнения. 3. Проблемные бытовые и игровые ситуации. 4. Слушание художественных произведений. 5. Рассматривание картин, иллюстраций, сюжетных картинок. 6. Отгадывание загадок, заучивание стихов и потешек. 7.Игры-релаксации. 8.Валеоминутки. 9. Пальчиковые игры. 10. Дыхательные упражнения. 11. Артикуляционная гимнастика. 12. Логоритмическая гимнастика. 13. Утренняя гимнастика. 14.Физкультминутки. 15. Динамические паузы.
Из опыта работы по теме: 1. Занятие «Азбука здоровья». 2. Спортивные праздники и развлечения: «День здоровья», «Весёлые старты». 3. Викторина «Путешествие в страну здоровья». 4.Спортивно-познавательная игра-викторина «Здравствуй, Олимпиада!».
Из опыта работы по теме:
Формы взаимодействия с родителями: 1. Совместное проведение досугов. 2. Групповые консультации с привлечением специалистов. 3. Индивидуальные консультации. 4.Беседы. 5.Семинары-практикумы. 6. Выступления на родительских собраниях с привлечением медицинских работников. 7. День открытых дверей. 8. Открытые просмотры разных видов деятельности. 9.Анкетирования, опросы.
Предметная среда: Предметно-развивающая среда ДОУ способствует разностороннему развитию ребёнка-дошкольника, большое внимание уделяется обогащению двигательной активности воспитанников, формированию у них привычки к здоровому образу жизни.
Результаты работы с детьми: 1. Дети имеют элементарные представления: - о ценности здоровья; - пользе закаливания; - необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. 2. Знают о пользе утренней зарядки, физических упражнений. 3. Имеют элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания. 4. Начинают проявлять умение заботиться о своём здоровье. 5. Снижение уровня заболеваемости.