Смысловая схема речи как способ формирования учебно- познавательных и коммуникативных компетенций Выполнила Суходольская Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 4 с УИОП» г.Усинска
топы
Топами(с греческого место) они были названы потому, что в сознании ритора речь представала как карта местности, на которой каждая идея имела свое положение, место.
топика Совокупность общих мест и способы их применения называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Топика как система общих мест позволяет без напряжения и неоправданных усилий разработать идею, развить мысль, быстро подобрать аргументы для данного тезиса, тем самым дает надежную основу для создания любой речи.
Эта смысловая модель позволяет человеку, «охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления». Сократ
М.В. Ломоносов предлагал 16 общих мест, призванных «расплодить" простые идеи: 1) род и вид; 2) целое и части; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения
Современная риторика пришла к выводу, что для создания любого речевого произведения достаточно девяти смысловых моделей: "род – вид", "определение", "целое – части", "свойства", "сопоставление", "причина и следствие", "обстоятельства", "примеры и свидетельства", "имя".
Топы (общие места)текста имя целое,части сравнение, сопоставление определение род, вид обстоятельства свойства, признаки причина следствие примеры, свидетельства
имя род определение признаки Вид, разновидности Аргументы, цитаты, примеры следствие причины обстоятельства Сопоставление свойства целое части
Топика как система общих мест позволяет без напряжения и неоправданных усилий разработать идею, развить мысль, быстро подобрать аргументы для данного тезиса, а тем самым дает надежную основу для создания любой речи.