Школьный сайт как составляющий компонент единого образовательного пространства школы
Одна из важнейших особенностей современного образования состоит во все большем освоении новых технологий, в результате чего изменяется содержание учебно-воспитательного процесса, методический аппарат, создается новая коммуникационная среда, попадая в которую каждый участник учебно-воспитательного процесса получает невиданные доселе возможности быть более эффективным, компетентным, успешным. В связи с бурным развитием информационных технологий, все более значительную роль в деятельности школ играют школьные сайты новых технологий информационных технологий
Значение школьного сайта в создании единого информационного образовательного пространства школы неоценимо. От его содержания, организационной структуры и качества зависят не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.
Современная школа существует в открытом информационном пространстве, она может и должна быть интересна в нем и как своеобразное образовательное учреждение, и в рамках конкретного педагогического опыта ее работников. Сайт позволяет решить проблему открытости информационной среды, в которой реализуется образовательный процесс открытости для родителей, всего общества. Кроме того, сайт может стать эффективным инструментом для более качественного и эффективного решения профессиональных задач школы: организации взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, информационной поддержки и мотивации обучения, индивидуальной помощи, информирования, организации различных дистанционных мероприятий и т. д.
В 2013 году я создала сайт своей школы. Тогда на нашем сайте по адресу school1.edukit.dn.ua/ появилась история школы, история нашего поселка, материалы виртуальной выставки-презентации «Современные учреждения образования Донбасса» school1.edukit.dn.ua/
Основным приоритетом школьного образовательного ресурса я всегда считала его функциональность, способность решать конкретные задачи, а вовсе не внешнюю броскость и технические навороты, которые часто полезны, но не должны быть самоцелью. Я полагаю, что как можно больше работы для сайта должны делать учащиеся: сбор материалов, набор текстов, фотосъемка, создание цифровых рисунков, анимаций, комментирование, работа с письмами и т. д.
В последнее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Появились новые потребности, что повлияло на человеческие ценности. Возникла потребность в использовании ИКТ, как инструмента общения, доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Школьная среда не явилась исключением. Во многих школах уже сегодня используются ИКТ, но до сих пор не существует стандартизации в использовании информационных технологий.
Сайт школы должен быть доступен для различных групп пользователей средствами интернет-технологий. Благодаря сайту, школьники могут обмениваться опытом, решать проблемы, участвовать в различных проектах, постигать основы информационных технологий. Преподаватели могут контролировать уровень знаний учащихся, давать задания и в дальнейшем их оценивать. Родители могут получать информацию о качестве работы школы, отслеживать успеваемость своего ребенка, сравнивать его оценки с оценками одноклассников благодаря электронному журналу, вести дистанционную беседу с учителями, вносить свои предложения.
С другой точки зрения, сайт школы – лицо школы: здесь можно представить всю необходимую информацию о школьной жизни. Достижения и направления школьной деятельности могут быть доступны для каждого пользователя сети Internet после выставления сайта во всемирную паутину. Каждый школьник и преподаватель сможет выставить личную персональную страничку, используя проект «Домашние страницы», благодаря чему учащиеся и учителя приобретут еще одну возможность самовыражения. Используя тестирующую систему можно проводить контроль знаний учащихся, не устанавливая никаких дополнительных программ на компьютерах, что позволит сэкономить массу времени.
Встроенная в сайт школы система дистанционного обучения позволяет организовать более удобную форму образовательного взаимодействия ученика и учителя, при этом поставленные цели могут быть достигнуты и в тех случаях, когда учащиеся по причине болезни или иным обстоятельствам не могут посещать занятия. В эту систему можно привлекать внешних преподавателей ВУЗов и других школ, возможно даже из других городов. Особенно полезным становится подобное нововведение в области профильного и факультативного обучения, где требуются преподаватели узких областей знаний, которых может не быть в конкретной школе.
Безусловно, школьный сайт должен являться информационной средой, содержащей массу методических материалов и информационных ресурсов. Все эти компоненты должны обновляться и пополняться. Для решения подобной задачи на сайте могут использоваться такие элементы, как система статей и инфотека, позволяющие пополнять контент сайта и файловый архив через веб- интерфейс без особых усилий.
Сайт позволит не только расширить возможности обучения, но и сделать учебный процесс более интересным и привлекательным. Таким примером может служить проведение контрольных в форме чемпионата или конкурса на уровне класса в системе «Чемпионаты», где учащиеся дистанционно через веб- интерфейс могут выполнять задачи и видеть результаты в виде интересной рейтинговой таблицы. Так же, с помощью данного программного продукта можно проводить соревнования по информатике, математике, физике и т.д. в любом масштабе (школа, город, республика).
Исходя из вышеизложенного, мы можем уверенно дать положительный ответ на вопрос «Нужен ли школе сайт сегодня?».
Опыт показывает, что если сайт возникает исходя из логики развития школы, а не как обременительная необходимость, он развивается вместе со школой, помогая решать задачи школьной образовательной программы. Например, обучающиеся нашего учреждения в данный момент работают над созданием страницы «Фотогалерея». Ребята пожелали показать посетителям сайта свои работы. Потом на этой странице решили размещать хорошие сочинения, анимированные рисунки, почетные грамоты и медали, полученные обучающимися. Получилось так, что попасть на эту страницу стало стимулом создать что-либо заметное, реализовать свои возможности наилучшим образом.образовательной программы
Так каким же должен быть сайт образовательного учреждения? Ответ на этот вопрос зависит от позиции и статуса человека в образовательном процессе. На мой взгляд логично выделить 3 группы активных пользователей школьного сайта: ученики; учителя, включая административный персонал; родители.
Что значит школьный сайт для учеников? Анкетирование на эту тему было проведено мною среди учащихся Оленовской ООШ 1. Содержательно ученики выделяли различные вопросы, которые, по их мнению, должны находить отражение на школьном сайте. Приведу обобщение ответов в виде кратких фраз, которые могут стать названиями соответствующих разделов сайта.
"Давайте знакомиться" - групповые и индивидуальные фотографии учеников разных классов. "Выпускники-звезды" - фотоотчеты о вручении аттестатов выпускникам с информацией о том, где они продолжили учебу или начали работать. "ВнеКЛАСС!!!ная деятельность". Предлагалось отражать успехи учеников во внеурочной деятельности - участников различных спортивных секций и художественных отделений. "Наше творчество" для размещения творческих работ учеников: стихов, рисунков и т.д. "Опросы и голосования". Ученики таким образом предлагают реализовывать механизм школьного самоуправления. С помощью этого механизма они хотели бы задать учителям и администрации вопросы, которые по ряду причин не задают лично, а также высказать свое мнение о ситуации в школе.
Для учителя сайт является важным элементом профессиональной деятельности, как средство активного распространения своего педагогического опыта.
Не менее важен сайт школы и для родителей. Ро дителей, которые только выбирают школу для своего ребенка, интересуют образовательные программы, реализуемые школой. Так же полезно для родителей просмотреть информацию о правилах приема в школу. Для родителей, чьи дети уже обучаются в школе, необходимо своевременно узнавать о различных проблемах в обучении и общении, которые могут быть зафиксированы на сайте. Получать информацию о предстоящих родительских собраниях и их повестках. В этом случае родители будут приходить на собрание более подготовленными и готовыми к обсуждению. Важна возможность задать вопрос администрации и учителям школы по конкретным проблемам. С учетом того, что у большинства родителей возникают однотипные вопросы, ответы на наиболее распространенные можно размещать рядом с формой для задания этих вопросов.
Сайт школы – лицо школы: здесь можно представить всю необходимую информацию о школьной жизни. Достижения и направления школьной деятельности доступны для каждого пользователя сети Internet. Каждый вошедший на сайт может оставить свои комментарии и предложения после регистрации. Для внедрения и развития данного проекта в жизнь ведутся разъяснительные работы для сотрудников школы, проводятся обучающие курсы, особенно для молодых преподавателей и тех сотрудников, работа которых может быть максимально приближена к использованию сайта (например, завучей и классных руководителей).
Несомненно, наличие сайта в школе несет массу пользы и экономит значительную часть времени, как для сотрудников, так и для учащихся. Учитывая бурный рост компьютеризации логично предположить, что чем раньше информационный портал воплотится в жизнь школы, тем более востребован он будет в дальнейшем.
Безусловно, школьный сайт является информационной средой, содержащей массу методических материалов и информационных ресурсов. Все эти компоненты обновляются и пополняются. Создание и поддержка сайта нашей школе позволяют:
активизировать познавательный и профессиональный интерес учащихся путем самостоятельной разработки Web-страниц; проводить углубленную подготовку учащихся в области телекоммуникационных технологий; обеспечить более динамичное развитие внешних связей школы, в т.ч. участие в республиканских образовательных программах; * представить достижения школы в научно- исследовательской и экспериментальной работе
Школьный сайт позволяет не только расширить возможности обучения, но и сделать учебный процесс более интересным и привлекательным.
Несомненно, наличие сайта в школе принесет массу пользы и сэкономит значительную часть времени, как для сотрудников, так и для учащихся. Учитывая бурный рост компьютеризации логично предположить, что чем раньше информационный портал воплотиться в жизнь школы, тем более востребован он будет в дальнейшем
Курсовая работа слушателя курсов повышения квалификации директоров школ при Донецком ИППО Кочубей Ольги Николаевны октябрь-ноябрь 2015