Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАГОРНОВА М.А., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ ГИМНАЗИИ 26 Г. ТОМСКА Формирование умственных действий.
Advertisements

МОУ СОШ 5 «Обыкновенное чудо» г. Йошкар-Ола 2010 год.
Теория поэтапного формирования умственных действий.
ПЛАН 1.Что такое теория поэтапного формирования умственных действий?Что такое теория поэтапного формирования умственных действий? 2.Основные положения.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Студетки 2 курса 1 группы Факультету украинской филологии Золотаревой Анжелики Алексеевны.
Если человек шагает не в ногу со своими спутниками – значит…
« Реализация деятельностного подхода при обучении младших школьников математике » подготовила учитель начальных классов МОУ Центра образования г. Торжка.
Цель: освоение способов формирования и развития УУД.
Сформулируйте определение универсальных учебных действий. (УУД)
Универсальные учебные действия: технологии формирования (культурно- исторический, системно-деятельностный подход) Подготовила: к.п.н., доцент кафедры педагогики.
Проектирование учебного занятия Правительство Свердловской области Институт развития образования Свердловской области Серикова Ирина Адриановна к.п.н.,
О.В. Плотникова заместитель директора поУВР Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа 9» г. Биробиджана «Урок в.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина Сиренко С.Н.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина Сиренко С.Н.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
скорость обновления системы научных знаний цели образования нередко рассматриваются в пределах задач овладения частными навыками и умениями внедрение.
Проблемное обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Проблемное обучение – это ориентация учебного.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Транксрипт:

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ ДЕЙСТВИЯ (3 типа ориентировки): 1.образы, в которых представлена действительность 2.действия, которые производятся в плане образов – идеальные действия ИСПОЛНИ- ТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ МОТИВА- ЦИОННАЯ ЧАСТЬ ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ 4 осн.компонента: 1. построение образа наличной ситуации, уточнение картины наличной ситуации. 2. выяснение значения компонентов ситуации для актуальных интересов субъекта. 3. составление плана действий, у животных – пути действий. 4. контроль за исполнением и наметка коррекции.

Идеальные действия 1. идеальные действия (действия в поле восприятия, речевом плане, уме) – производные от внешних, предметных, материальных. 2. нужно найти то материальное действие, производным от которого является идеальное действие. 3. не все действия целиком переносятся в идеальный план (например, письмо). 4. умственный план = идеальный план. Умственный план – это то, что принадлежит личности и не является отражением, например, воображение. Идеальный план – это восприятие.

Для построения идеальных действий нужно подобрать систему условий, которая обеспечит формирование этого действия с заданным качествами. Система условий включает 3 подсистемы: 1. подсистема построения действия, обеспечение полноценной ориентировки и правильного выполнения осваиваемого действия (схема ООД) 2. подсистема воспитания желаемых свойств действия (3 группы типов проблемной ситуации) 3. подсистема, обеспечивающая перенос действия в идеальный (умственный) план. (шкала поэтапного формирования)

Подсистема построения действия - обеспечение полноценной ориентировки и правильного выполнения осваиваемого действия (схема ООД): 1. конечный продукт в его желаемых показателях (например, скорость выполнения) 2. указание частей продукта в порядке их выполнения. 3.операции, в результате которых создается каждая часть; операции в порядке выполнения. 4. характеристика исходного материала. 5.орудия, которыми вы пользуетесь 6. контроль 7. коррекция 8. общая оперативная схема мышления (понимание действия в целом).

1. Учитель объясняет ученикам 1-го класса сложение с переходом через десяток следующим образом: «Для того чтобы сложить 8 и 5, сначала надо к 8 прибавить 2, а потом прибавить оставшиеся единицы – 3». 2. Учащемуся дают образцы букв, и указывают все опорные точки, их проставляет учитель. Эти точки учат переносить на соседние с образцом клетки, предлагая затем воспроизвести по ним контур. 3. Учащийся должен самостоятельно найти метод выявления опорных точек (это недоступно детям, впервые овладевающим грамотой, но вполне доступно взрослому, овладевающему незнакомым алфавитом). 4. Учащемуся дают образец буквы. На ней показывают опорные точки, объясняя, для чего они нужны и как их выделить (находить те места в букве, где линия меняет направление). Затем дают новую букву, на которой предлагают выделить систему опорных точек. То есть, обучают не писать конкретную букву, а вначале самостоятельно составлять ООД. 5. Обучаемому показывают образец буквы (конечного продукта действия) и общие указания типа: Начинаем писать вот здесь (указывается), затем ведем вниз и т.д. Дальше он начинает писать сам. Ему указываю на ошибки. В случае грубых ошибок процесс показа и объяснения повторяют Тип обучения

Подсистема воспитания желаемых свойств действия Итоговые желаемые свойства действия: 1. Разумность. Выбор среди всех возможных отношений, связывающих вещи, те, которые существенны для выполнения данной вещи. 2. Обобщенность. Субъект умеет выделять существенные отношения действия из многообразия конкретных условий, в которых ему приходится действовать, в том числе из мешающих условий. 3. Осознанность. Возможность дать словесный отчет о своем действии. 4. Мера освоения. Может ли выполняться это действие только с исходными вещами, или также в словесной, символической форме, в уме. 5. Критичность. Сличение действительности с некоторыми критериями, с оценкой самих критериев.

Формирование разумности: 1. Полное развертывание всех операций, чтобы субъект проследил переход от операции к операции. Очищение процесса от несущественных моментов путем систематического изменения материала конкретных задач 2. Действие в последовательных звеньях должно выступать как внешний объект, а не в умственном плане.

Формирование обобщенности: 1. Преподнесение субъекту не конкретного примера, а общей схемы на карточке, без заучивания этой схемы. 2. в процессе применения этой схемы к широкому набору разнообразных задач и происходит обобщение. 3. различие материалов - предметных типов материала - по логическим характеристикам. а) Все необходимы и только необходимые признаки б) Все необходимые и избыточные признаки в) Не все признаки г) Не все необходимые плюс еще избыточные - Собственно психологические типы а) Наглядные и понятийные характеристики совпадают б) Наглядно присутствует, а понятийно его нет. в) Наглядно нет, а понятийно есть.

Домашнее задание П.Я. Гальперин «Психология как объективная наука»: Разумность действий и предмет науки Психология мышления и учение о поэтапном формировании