Обстоятельство Урок русского языка в 5 классе Учитель: Коврижных С.Ю.
? Слепой Дорога Вагон Тельняшка
Следователь- должностное лицо, проводящее предварительное следствие.
Чему должны научиться : уметь определять обстоятельство в предложении; ставить вопросы к обстоятельству; определять, чем выражено обстоятельство; умение графически обозначать обстоятельство в предложении
ЗАПОМНИ!
Задания группам I группа Весной возвращаются птицы. С осени стояла тишина. II группа Выползают из-под земли жуки. В чащу спрятался медведь. III группа Охотник шёл пешком. IV группа Серёжа молчал из вежливости. V группа Туристы остановились на ночлег.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ задания группам I группа Весной (когда?) возвращаются птицы. С осени (с каких пор?) стояла тишина. II группа Выползают из-под земли (откуда?) жуки. В чащу (куда?) спрятался медведь. III группа Охотник шёл (как? каким образом?) пешком. IV группа Серёжа молчал из вежливости (почему?) V группа Туристы остановились на ночлег (зачем? для чего? с какой целью?)
Обстоятельства времени (как долго? с каких пор? до каких пор?) Обстоятельства места (где? куда? откуда?) Обстоятельства образа действия (как? каким образом?) Обстоятельство причины (почему? по какой причине?) Обстоятельства цели (зачем? с какой целью?)
Обстоятельство выражается наречием, именем существительным и другими частями речи: Обстоятельство это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? зачем? почему? как?
Обстоятельства времени ( как долго? с каких пор? до каких пор?) Несколько минут мы бродили по лесу. Домой вернулись только к вечеру.
Обстоятельства места (где? куда? откуда?) Прозрачные облака тихо плыли по небу. С озера веяло прохладой.
Обстоятельство причины (почему? по какой причине?) Скамейка в саду почернела от времени. Строительство прекратилось из-за морозов.
Обстоятельства образа действия (как? каким образом?) К началу сентября погода вдруг резко изменилась.
Обстоятельства цели (зачем? с какой целью?) Мы поехали за город подышать чистым воздухом. Меня зачем-то позвали домой.
Тренировочные упражнения 1. У весенней проруби голубели голуби. 2. На этой неделе грачи прилетели. 3. Русалка на ветвях сидит. 4. Радужная арка засверкала ярко. 5. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. 6. Я пропустил много уроков из-за болезни..
Творческое задание Составьте и запишите со словом степь три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством).
Алгоритм нахождения обстоятельств в тексте: 1. Найду в предложении слова, которые обозначают ____________. 2. Поставлю от них вопросы: _______________. 3.Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы. 4. Если есть, значит – это ________________. 5. Определю его вид __________________. 6. Подчеркну обстоятельство ___________. 7. Подпишу, какой частью речи выражено ____________________.
Алгоритм нахождения обстоятельств в тексте: 1. Найду в предложении слова, которые обозначают действие. 2. Поставлю от них вопросы: где? когда? как? каким образом? 3.Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы. 4. Если есть, значит – это обстоятельство. 5. Определю его вид ( место, время, образ действия) 6. Подчеркну обстоятельство (пунктир с точкой) _. _. _ 7. Подпишу, какой частью речи выражено (существительное, наречие).
&39, правило 1) Используя опорные слова, свои наблюдения, жизненный опыт, напишите мини-сочинение Почему я люблю или не люблю осень, или выполните упражнение 195 (188) из учебника 2) упр.198 (191) –устно, подготовка к тесту по теме «Второстепенные члены предложения»
Спасибо за урок!