ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ
1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая дискриминация и ее формы 4. Общественные потери монополизации рынка и антимонопольная политика
естественными условиями технологическими особенностями факторами, связанными с особенностями самого продукта
Источники монопольной власти 1) Эластичность рыночного ( отраслевого ) спроса на продукцию фирмы 2) Число фирм на рынке 3) Взаимодействие между фирмами
L = ( P - MC ) / P Численное значение коэффициента Лернера всегда находится в интервале 0 < L < 1 В условиях совершенной конкуренции L = 0, т. к. P = MC. Чем больше для фирмы в несовершенной конкуренции L, тем выше монопольная власть, т. к. P > MC
Данный коэффициент может также быть выражен через коэффициент эластичности: L = -1/Ed, где Еd эластичность спроса на продукцию фирмы по цене
На практике предельные издержки (МС) заменяют средними издержками (AC)
I HH = S S S 3 2 ……….+ S n 2, где S 1 – удельный вес самой крупной фирмы ; S 2 – удельный вес следующей по величине фирмы ; ………………. S n – удельный вес наименьшей фирмы
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма ( т. е. существует чистая монополия ), то S 1 = 100%, I HH = 10000; Если в отрасли функционирует 100 одинаковых фирм, то S 1 = 1%, I HH = 100 I HH = 1800 – высокомонополизированный рынок
Частные Государственные Естественные Открытые Закрытые Локальные
Наиболее значимые характеристики абсолютной монополии : 1) Единственный производитель ( продавец ). Коэффициент объемной или количественной перекрестной эластичности спроса, характеризующий взаимозависимость фирм на рынке, близок к нулю. 2) Не существует близких товаров - заменителей. Это означает, что перекрестная ценовая эластичность спроса, также близка к нулю.
Кривая спроса на продукцию монополиста имеет убывающий наклон Монополист может влиять на цену Кривая предельного дохода (MR) лежит ниже кривой спроса при любом значении Q > 0 Максимизация прибыли при MC = MR P м > MC Закрытие фирмы ( уход с рынка ) при P м < AVC
Формула расчета оптимальной цены для монополиста при минимальных исходных данных AC
Фирма - монополист всегда выбирает такой объем производства, при котором спрос эластичен по цене Если спрос неэластичен, т. е. 0 0, и, следовательно, условие максимизации прибыли ( МС = М R) не выполняется.
Ценовая дискриминация – установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Для осуществления ценовой дискриминации монополистам необходимо : чтобы эластичность спроса по цене на товар у разных покупателей была различной ; чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы ; чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.
Ценовая дискриминация первой степени ( совершенная ценовая дискриминация ) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. В этих условиях совокупная прибыль монополиста включает в себя весь потребительский излишек.
Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер. В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта. Иногда данный тип дискриминации называют само отбором.
Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей ( сегментов рынка ), каждой из которых продавец назначает свои цены.
Монополизация влечет за собой существенные общественные потери : по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства ; монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка ; монополия препятствует эффективному распределению ресурсов ; монополия препятствует рыночной конкуренции.
Антимонопольная политика это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм. Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют : 1) прямое регулирование цен ; 2) налогообложение ; 3) регулирование естественных монополий.
доминирующее положение : рыночная доля составляет 50 % и более ; фиксирование цен ( картельный сговор по ценам ); слияние компаний ; ценовая дискриминация ; переплетение директоратов.