Педагогический творческий краткосрочный проект «Здравствуй, книга!» ГБОУ гимназия 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга 2014
Тип проекта: педагогический, творческий, краткосрочный, групповой Цель проекта: Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Задачи проекта: 1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя. 2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. 3. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки
Детское чтение как педагогическая проблема Не сф ормирован - ность читательской самостоятельности Культура семейного воспитания Малое количество часов по программе СМИ, ИНТЕРНЕТ Ритм жизни Проблемы развития внимания, памяти, мышления, речи Снижение интереса детей к чтению Читать не модно
Актуальность проблемы Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. В настоящее время наблюдается спад интереса учащихся к чтению. Проявляется нежелание читать книги во внеурочное время, равнодушие, а порой и отрицательное отношение к урокам чтения.
Причины снижения интереса к чтению Ускорение темпа жизни Развитие Интернета Усиление влияния средств массовой информации Рост числа семей незаинтересованных воспитанием ребенка Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности Отсутствие системы формирования читательской деятельности школьников
Вывод Вопрос формирования читательской самостоятельности является весьма актуальным
Социологическое исследование Когда вы последний раз открывали книгу? Не журнал и не газету, а именно книгу? Видимо, времена самой читающей в мире нации для России остались в прошлом. По статистике, в стране сейчас совсем не читают 48% населения. «Аргументы и факты» Октябрь 2011
Из материалов «Центра оценки качества образования» Четвероклассники из России, Гонконга и Сингапура показали самые высокие результаты в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS-2006 Россия занимает первую строку в таблице результатов. Большинство стран, показавших хорошие результаты в 2006 году, существенно улучшили свои результаты по сравнению с 2001 годом. Россия, Гонконг, Сингапур, Словения, Словакия, Италия, Германия, Венгрия имеют самую существенную динамику в результатах. Россия имеет максимальный среди стран прирост среднего балла (37). Для сравнения: в 2001 году результаты российских выпускников начальной школы были также выше средних международных результатов, но по рейтингу Россия занимала 12 место среди 35 стран- участниц.
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, КОТОРОЕ РАЗ В ТРИ ГОДА ПРОВОДИТСЯ СРЕДИ 510 ТЫСЯЧ УЧАЩИХСЯ ИЗ 65 СТРАН МИРА, ИЗУЧИЛИ, НАСКОЛЬКО ХОРОШО 15-ЛЕТНИЕ ПОДРОСТКИ ВЛАДЕЮТ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ, ЧИТАТЕЛЬСКОЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ. В МОНИТОРИНГЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ БОЛЕЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ МОЛОДЫХ РОССИЯН, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛАХ И ТЕХНИКУМАХ 42 РЕГИОНОВ РОССИИ. ПЕРВЫЕ МЕСТА В МОНИТОРИНГЕ PISA-2012, КАК И ПРЕЖДЕ, ЗАНЯЛИ СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (КИТАЙ, СИНГАПУР, ГОНКОНГ, ТАЙВАНЬ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ, ЯПОНИЯ), А ТАКЖЕ ФИНЛЯНДИЯ. РОССИЯ ЗАНИМАЕТ 34 МЕСТО ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, 42 МЕСТО ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ И 37 МЕСТО ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ. РИА Новости na na
Приобщение к чтению Стоит ли приобщать ребёнка к чтению? Да, стоит – 100% опрошенных родителей Спорный вопрос Нет, книга не так важна в современном мире Затрудняюсь ответить
Есть ли у Вас дома библиотека и что она собой представляет? Нет – 10% Да, это детские книги и книги из школьной программы – 45% Да, шкаф, полки, стеллажи и т.п. – 45%
Назовите любимые книги Вашего ребёнка Книги, которые недавно читали по программе – 55% Художественные книги не из программы – 30% Затруднились ответить – 10% Энциклопедии – 5%
Назовите недавно прочитанные Вами ребёнку книги Произведения по программе – 45% Не читают ребенку – 30% Художественные произведения не по программе – 25%
Приобщение к чтению Пути решения проблемы
«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». С.Лупан «Ребенок возьмет в руки книгу только тогда, когда он начнет интересоваться ее содержанием». Жан-Пьер Шанжё Сесиль Лупан - автор книги "Поверь в свое дитя". Основная идея, которую предлагает нам автор, заключается в том, что дети требуют не внимания - опеки, а внимания - интереса, который им могут дать только их родители.
Обучение чтению
«Крестики- нолики» 1 класс
«Крестики- нолики» 2 класс
Защита проекта «Творчество в творчестве»
Литературная гостиная
Мастер - класс
ИТОГ ВСТРЕЧИ Продолжение следует…