Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт - Петербурга «ИГРА - КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ» Учитель – дефектолог ( тифлопедагог) – Петухова Елена Владимировна
Предметные представления Сюжетное изображение Зрительно- моторная координация Ориентировка в пространстве Формирование сенсорных эталонов
ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Подгот. группа Млад.группа Сред. группа
1 этап: формирование представлений о собственном теле, ориентировка на собственном теле; 2 этап: совершенствование представлений об условном (схематичном) изображении предметов; 3 этап: развитие ориентировки в микро- и макро пространстве «от себя», выделяя различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, тактильные), двигательные ощущения 4 этап: формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями (моделирование); 5 этап: развитие навыка ориентировки в пространстве по плану, формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛЕЧЕБНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
1 этап Соотнесение ребёнком частей собственного тела с телом другого ребёнка, куклы. Зрительно – осязательное обследование ребёнком куклы. Зрительно – осязательное обследование ребёнком частей своего тела, их название. Рассматривание ребёнком себя в зеркале.
2 этап Соотнесение расположения игрушек и предметов вокруг себя с уже освоенными направлениям собственного тела Представления детей о парно противоположных направлениях своего тела
3 этап Определение пространственного расположения одного предмета по отношению к другому и своё местоположение среди них, а также обозначение этих понятий в речи.
Зрительно-осязательное обследование игрушек и других предметов и их пространственных отношений Формирование умений моделировать пространственные отношения между игрушками, реальными предметами и их заместителями 4 этап Обозначение в речи их расположение в микро и макро пространстве
Знакомство с условными (схематическими) изображениями игрушек, реальных предметов Формирование навыка ориентировки: - по схемам пространства; -по планам пространства; -по схемам и планам пути передвижения (маршрутам) 5 этап
Обучение детей ориентировке в пространстве по картинке – плану с использованием карты - пути
Прогулка – эффективное средство РНО
Цикл игровых тренингов « Мой ребенок носит очки»
Картотека коррекционных игр по ФНО Игровые тренинги для родителей Познавательно – творческие проекты