МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ « РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ » Инклюзивное Дошкольное Oбразование в Республике Молдова: результаты, проблемы и приоритеты Cara Angela, кандидат педагогических наук, Республик а Молдова октября, Минск 2015
МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Разные отправные точки… 2 Образование для всех Механизмы межсекториального сотрудничества Обеспечение доступа к образованию для Всех детей Подготовка/ переподготовка кадров Нормативно- правовая база Механизмы финансирования
Результаты
Статистические данные Общее количество дошкольных учреждений Численность детей в дошкольных учреждениях – тысяч детей Процент зачисления в дошкольные учреждения - 83,9%. Источник: Национальное бюро статистики Республики Молдова,
Нормативно-правовая база Pатификация Конвенции ООН о правах инвалидов. Национальная стратегия «Образование для всех» на годы. Программа развития инклюзивного образования в Республике Молдова на
7 Дети с особыми образовательными потребностями Дети из этнических меньшинств Дети оставшихся без родительской опеки Дети из социально уязвимых семей Дети подвергшихся насилию Отраслевые стратегии инклюзивного образования
Kодекс образования Pеспублики Mолдова Статья 25. Дошкольное образование (1) В учреждение дошкольного образования зачисляются по обращению, в обязательном порядке, без конкурсных испытаний, все дети соответствующего школьного округа. (2) Государство несет расходы на услуги дошкольного образования и присмотра в публичных учреждениях для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Координация работы служб и учреждений 9 Cоциальный сектор Установление Степени инвалидности Национальный консилиум установления ограничения возможностей и трудоспособности Воспитание Установление специальных образовательных потребностей Cслужбы психопедагогической помощи Сектор здравоохранения Идентификация Скрининг, Перинатальные центры, Центры семейных врачей, Роддом ! Принцип идентификации и раннего вмешательства C службы психопедагогической помощи
Маршрут инклюзии/ включение ребенка Первичная оценка развития ребёнка Определение индивидуальных потребностей Дошкольное образовательное учреждение Комплексная и междисциплинарная оценка Определение ООП специализированных услуг Сслужбы психо- педагогической помощи Программы поддержки Дошкольное образовательное учреждение
Механизмы финансирования Плановая реформирование системы интернатного типа Обеспечение качества предоставляемых услуг в учреждении Приказ Министра Образования,2012 о реформирование системы интернатного типа ПОСТАНОВЛЕНИЕ Nr. 432 от об утверждении Минимальных стандартов качества по уходу, воспитанию и социализации детей в учреждениях интернатского типа Перенаправление финансовых ресурсов из учреждений интернатного типа в сслужбы местных сообществ Внедрение инклюзивного образования Регламент о перераспределении финансовых ресурсов в рамках реформы учреждений- интернатов (Постановление Правительства 351 от 29 мая 2012). Минимальный пакет услуг инклюзивного образования Поддерживающие структуры / сслужбы Pеформирование системы интернатного типа Минимальный пакет услуг инклюзивного образования ПОСТАНОВЛЕНИЕ Nr. 351 от об утверждении Положения о перенаправлении финансовых ресурсов в рамках реформирования учреждений интернатского типа Сслужбы психопедагогической помощи Ресурсный центр Вспомогательный педагог
Подготовка/переподготовка и повышение квалификации педагогического состава 1. Введении вспомогательного педагогического персонала. Должность вспомогательного педагогического персонала является новой, и занесена в Классификатор Занятости Республики Молдова. 2. Пересмотр Программ для высших учебных заведений. 3. Введение Mодуля Инклюзивное образование для всех специальностей педагогических специальностей. 4. Подготовка педагогического и административного персонала дошкольных учреждений в области оказания услуг инклюзивного воспитания.
ПАРТНЁРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Министерства: Образования, Финансов, Труда, Социальной Защиты и Семьи, Здравоохранения Министерства: Образования, Финансов, Труда, Социальной Защиты и Семьи, Здравоохранения UNICEF (ЮНИСЕФ) UNICEF (ЮНИСЕФ) Bсемирный банк Фонд социальных инвестиций Молдовы Фонд социальных инвестиций Молдовы Step by Step,Keystone,Lumos, Центр «Speranţa» («Надежда»)НПО: Step by Step,Keystone,Lumos, Центр «Speranţa» («Надежда») Ассоциация «Женщина и ребенок – защита и поддержка»Ассоциация «Женщина и ребенок – защита и поддержка» Oрганы местного публичного управленияOрганы местного публичного управления
Основные результаты Проекта, годы 101 дошкольных учреждений, отремонтированных. 21 Общественных центров, отремонтированных при поддержке МПА и оснащенных на средства Проекта. 4 Реабилитационных центра для детей с особыми воспитательными потребностями. 4 Реабилитационных центра были оснащены специализированным оборудованием и транспортными средствами. Проект «Глобальное партнерство в области образования в Республике Молдова»
Кампания «Помоги ему вырасти БОЛЬШИМ ЧЕЛОВЕКОМ!» Создание и обучение 82 общественных команд, сформированных из 425 представителей общественности. Обеспечение общения между родителями и односельчанами в целях включения детей из семей в систему дошкольного образования детей из уязвимых семей охвачено дошкольным образованием.
Издания
Доступ Доступ к программам раннего воспитания увеличился на 13,3%: 84% в 2014 году по сравнению с 70,7% в 2005 году. 40% детей с особыми образовательными потребностями стали посещать детский сад в 2014 году по сравнению с 1,8% в 2005 году.
Качество 93% родителей заявили в 2014 году, что их дети посещают детский сад с большим энтузиазмом. 79,6% воспитателей применяют методологию, которая сосредоточена на потребностях ребенка.
Общение и социальное партнерство 40% родителей были согласны, в течение 2014 года, с участием детей с особыми образовательными потребностями в детских садах вместе с их детьми, по сравнению с 5,2% в 2010 году.
Проблемы 1. Привлечения молодых специалистов. 2. Недостаточный уровень подготовки педагогов по выявлению детей с особыми образовательными потребностями. 3. Отсутствие родительских знаний и навыков, особенно среди наиболее уязвимых групп.
Приоритеты 1. Пригодность / адаптация физической среды дошкольных учреждений к нуждам детей с особыми потребностями. 2. Сокращение числа детей, которые посещают группы для детей с особыми потребностями. 3. Разработка механизма по сбору данных о детях дошкольного возраста с особыми потребностями.
Приоритеты 4. Разработка методологии преемственность между дошкольным и начальным звеньям. 5. Обучение руководителей дошкольных учреждений по планированию и исполнению бюджета дошкольного учреждения. 6. Продвижение родительского воспитания.
Peace Makers: The 13 Grandmothers Council Миротворцы: Совет 13-ти бабушек Где начало?
БЛАГОДАРЮ ВАС!