МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 54» г.о.Электросталь 2013 год
Приоритетное направление – познавательно – речевое развитие дошкольников. Цель: развитие интеллектуально – творческих способностей детей посредством теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развития творческого воображения (РТВ).
Тема: « Обучение детей составлению рассказов сказочного содержания с использованием ТРИЗ – РТВ технологии на занятиях по развитию речи»
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остается с ним на всю жизнь. Погружаясь в мир сказки, ребенок искренне верит в то, что: - переживаемые события происходили в действительности; - мысленно принимает участие в борьбе со злом; - усваивает язык сказки, изобилующий юмором, яркими портретными зарисовками, тонкими нравственными уроками. Знакомство со сказками, сочинение собственных сказок – это путь к творчеству.
Методическая основа в работе по сказке Приемы развития творческого воображения Методы активизации Приемы из народных сказок Дж.Родари Г.С.Альтшуллер А.Осборна У.Гордона В.Цвикки
Алгоритм сказок. - место действия - место действия - время действия - время действия Д + - положительный герой З - - отрицательный герой К - конфликт В - волшебство ++ - счастливый конец
Моделирование. Позволяет: Развивать в детях способность свободно использовать заместители; Развивать в детях способность свободно использовать заместители; Кодировать информацию; Кодировать информацию; Применять заместители и наглядные модели в уме; Применять заместители и наглядные модели в уме; Развивать умение «видеть» планируемые результаты. Развивать умение «видеть» планируемые результаты.
Типовые приемы фантазирования. Цель: формирование умений фантастического преобразования объектов окружающего мира.
Метод каталога. Для самостоятельного составления сказки, используя цепочку вопросов и ответов.
Морфологический анализ. Для развития умения устанавливать причинно – устанавливать причинно –следственные связи между объектами, связи между объектами,«повстречавшимися» на морфологической таблице.
Этажный евро ритм Для систематизации знаний, а также развития воображения в процессе придумывания нового.
Кольцо Луллия. Для закрепления понятий о рассматриваемом объекте, придумывания нового объекта, сочинения рассказов, сказок о нем.
Системный оператор. Для формирования у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту
Основные задачи развития речи: Воспитание звуковой культуры речи; Воспитание звуковой культуры речи; Обогащение и активизация словаря; Обогащение и активизация словаря; Формирование грамматического строя речи; Формирование грамматического строя речи; Обучение связной речи. Обучение связной речи.
Обучение детей составлению рассказов сказочного содержания с использованием ТРИЗ – РТВ технологии на занятиях по развитию речи Методическая разработка Перспективное планирование Методическое пособие Книга сказок
Совместная деятельность педагогов и родителей: проведение совместных занятий для детей и родителей, где родители приобретают знания и умения, необходимые для развития ребенка; проведение совместных занятий для детей и родителей, где родители приобретают знания и умения, необходимые для развития ребенка; организация работы школы для родителей «Давайте поиграем». организация работы школы для родителей «Давайте поиграем».
Распространение опыта среди педагогических работников Семинары с показом открытых занятий для ГМО воспитателей Распространение учебных пособий для воспитателей ДОУ Показ открытых занятий для ГМО воспитателей
Вывод: Использование адаптированных методов ТРИЗ – РТВ технологии, дает гарантированный результат: умение составлять рассказы сказочного содержания на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности дошкольника.
Спасибо за внимание