Использование игровых технологий в развитии исследовательской деятельности дошкольников ©Жбанникова О.А., старший преподаватель кафедры дошкольного образования ГОАУ ЯО ИРО 2015 год
Проблемное поле педагогов- практиков: подмена понятий: «игровая технология» -«игра» - «дидактическая игра»- «дидактическое упражнение» и, соответственно, проблемы в реализации игровых технологий
Игра Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Главные черты игры (по С.А.Шмакову): свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества») (Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Дидактическая игра, дидактическое упражнение Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков. Дидактическое упражнение – это планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического), с целью его усвоения. Отличия дидактических игр от дидактических упражнений – дидактические игры содержат несколько последовательных правил, игровых действий и варианты усложнения, а дидактические упражнения, как правило, просты, не имеют игровых правил, а содержат одну игровую задачу или одно игровое действие.
Специфика педагогической игры В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответ ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются образовательной направленностью.
Игровая технология Игровая педагогическая технология включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.(Селевко Г.К.) Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Критерии технологичности педагогической технологии ( Селевко Г.К.) концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.
Концептуальные основы игровой технологии 1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. 2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Концептуальные основы игровой технологии 3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. 4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие определённые целевые ориентиры или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения материала.
Можно ли назвать отдельно взятую игру в педагогическом процессе игровой технологией?
Уровни использования игровых технологий 1. Использование ИТ как самостоятельной технологии (включает последовательность педагогических игр на основе разработанной концептуальной базы): например: авторские технологии развивающих игр (В.В.Воскобовича, Б.П.Никитина, логические блоки З.Дьенеша, палочки Дж.Кюизенера); игровые комплексы- планшеты:«Логико- малыш», игры- головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «»Вьетнамская игра» и др.
Уровни использования игровых технологий 2. Как элемента более обширной технологии. (включает технологично разработанную педагогическую игру на основе концептуальной базы): например, игра «Рамки и вкладыши» (с уровнями сложности и дифференциации заданий для достижения образовательного результата).
Уровни использования игровых технологий В качестве занятия или его части Как технологии совместной и самостоятельной деятельности с детьми.
Может ли картотека игр, разработанная педагогом, быть игровой технологией?
Спасибо за внимание!