Система развивающего обучения Л.В. Занкова Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Леонид Владимирович Занков ( ) Выдающийся российский психолог, дефектолог, педагог, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки.
Cистема обучения Л.В. Занкова Уникальность этой программы заключается в том, что основной акцент делается на такую организацию учебного процесса, при которой ребенок будет ежедневно развивать и совершенствовать свои способности, как в школе, так дома. Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка.
Оптимальное общее развитие каждого ребенка: целостное развитие ребенка - его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы при сохранении здоровья школьников. Ведущая роль при этом отводится теоретическим знаниям. Цель обучения:
-усвоение прочных знаний посредством продвижения ребёнка в общем развитии; -формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства; -создание условий для осознания процесса учения каждым школьником; -реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия; -актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся; -развитие информационной культуры – проведение исследовательских и проектных работ. Задачи
Идея системы Личностно ориентированный подход создает условия, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной творческой деятельности, захватывающий ум, волю, чувства, дающий простор индивидуальности личности и ее саморазвитию
Дидактические принципы Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности Ведущая роль теоретических знаний Принцип осознания процесса учения Быстрый темп прохождения учебного материала Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых
УМК системы Л.В. Занкова включает в себя учебники по всем основным предметам: Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. - Русский язык. Автор: Нечаева Н.В. - Литературное чтение (2 линии). Автор: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Автор: Лазарева В.А. - Математика (2 линии). Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс). Автор: Ванцян А.Г. (1 класс). - Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. - Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. - Музыка. Автор: Ригина Г.С.
Методы и технологии В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Деятельность учителя : Меняется роль педагога – он лишь тактично помогает детям в поиске, направляя их на нужный путь,
Деятельность ученика Организация коллективного поиска решения проблемы Ученикам дано право не соглашаться с мнением учителя и одноклассников, спорить, отстаивать и аргументировать свое мнение Создаются условия для самостоятельного добывания детьми знаний
Планируемые результаты : Ученику: Развитие ума, воли, нравственных представлений; Радость от свободного умственного труда, творчества и общения; Самостоятельность, уверенность, ответственность; Стремление к сотрудничеству; Учителю: Изменение взгляда на образование и ученика; Технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей; Расширение возможностей для творчества; Родителям: Уверенность в успешном будущем своего ребенка.