ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПЛАН ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР ПРИЧИНЫ ЗПР. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПОНЯТИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Понятие «задержанное развитие» ввел В.В.Лебединский на основании обобщённых результатов исследований психологов, дефектологов и психиатров. По его мнению, тип нарушения психического развития зависит от: 1) функциональной локализации нарушения; 2) времени поражения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В.В.Лебединский) Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. (Н.М.Назарова) ДИЗОНТОГЕНЕЗ – НАРУШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
низкий темп психической активности (корковая незрелость), дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур), энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др. П РИЧИНЫ ЗПР вегетативная лабильность (неустойчивость) на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости самой вегетативной нервной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин).
Классификация детей с задержкой психического развития по Т.А.Власовой, М.С.Певзнер Инфантилизм – состояние, при котором в психике и поведении ребенка сохраняются черты, присущие ранней ступени развития 1 ЗПР, сопровождающаяся психическим и психофизическим инфантилизмом (гармоническим или дисгармоническим) Церебральная – мозговая; астения – ослабленность 2 ЗПР со стойкой церебральной астенией
Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.Лебединской ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения Группы детей с ЗПР Группы детей с ЗПР ЗПР церебрально-органического происхождения
Причины: наследственность Прогноз: успешный при условии своевременного и регулярного педагогического воздействия 1 ЗПР конституционального происхождения (психический и психофизический инфантилизм по классификации М.С.Певзнер и Т.А.Власовой) Выделяется два варианта: гармонический и дисгармонический. Дисгармонический относят к патологическим вариантам. Дети с гармоническим инфантилизмом по психическим и физическим особенностям отстают от своих сверстников на полтора-два года. Для них характерны: непосредственность, повышенная жизнерадостность, «сенсорная жадность», неутомимость в игре; при выполнении учебных заданий, умственном напряжении, у ребенка быстро наступает утомление; дети усваивают учебный материал поверхностно, навыки носят неустойчивый характер. У школьников преобладают игровые интересы, быстрая пресыщаемость и стремление делать только то, что нравится; отсутствие чувства ответственности и стойких привязанностей, снижение критичности к себе негативно сказывается на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками, учителями, родными.
Причины: длительная соматическая недостаточность различного происхождения: хронические инфекции, аллергические состояния; врожденные и приобретенные пороки развития внутренних органов (сердце, почки, легкие и др.). Прогноз: успешный при условии строгого соблюдения режима, лечения, охраны и укреплении здоровья ребенка. 2 ЗПР соматогенного происхождения «сомато» – тело. К замедлению темпа психического развития приводит стойкая астения, болезненное состояние, которое характеризуется: повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению; интеллектуальная недостаточность проявляется в снижении памяти, концентрации внимания, в замедлении темпа мыслительной деятельности; эмоциональные нарушения выражаются в повышенной раздражительности, обидчивости, плаксивости; дети плохо переносят жару, шум, яркий свет; жалуются на головные боли и усталость; у них нарушается сон и аппетит, к концу учебных занятий резко падает работоспособность.
Причины: неблагоприятные условия воспитания: несогласованность и противоречивое влияние семьи и образовательных учреждений, конфликтная обстановка в семье, безнадзорность. Прогноз: успешный при условии коррекционно-воспитательной работы с ребенком и с семьей. 3 ЗПР психогенного происхождения Трудности в формировании учебно-познавательной деятельности и нарушения поведении проявляется в отсутствии любознательности, усидчивости, трудолюбии, заинтересованности в успешном выполнении заданий, чувства долга и ответственности. Процесс формирования психики определяется социальной ситуацией развития. В условиях гиперопеки и при психотравмирующих условиях воспитания проявления личностной незрелости сочетаются с агрессивно-защитными или пассивно-защитными реакциями. У детей отмечаются: 1) черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость; 2) недостаточный уровень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы; 3) неспособность к систематическому труду, раздражительность.
Причины : негрубая органическая недостаточность нервной системы резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности, родов, постнатальных инфекций и др. Прогноз : зависит от организации специального обучения в школах для детей с ЗПР. 4 ЗПР церебрально-органического происхождения У детей отмечается замедленное формирование двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности. Эмоционально-волевая незрелость предстает в форме органического инфантилизма, который проявляется в двух вариантах: 1)неустойчивом – с психомоторной расторможенностью и импульсивностью; 2)тормозимом – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью и боязливостью. Нарушения познавательной деятельности проявляются в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи, в замедленности и пониженной переключаемости психических процессов. Эта группа детей требует отграничения от умственно отсталых детей.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста Замедленная скорость приёма и переработки сенсорной информации Недостаточная сформированность умственных операций Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов Общие признаки Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем Отставание в речевом развитии: недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря
Коррекционный блок Блок воспитательных задач Блок оздоровительных задач Диагностический блок Блок образовательных задач Школа VII вида Обучение детей с ЗПР
Коррекционная направленность обучения детей с ЗПР Образовательныйблок Воспитательныйблок Коррекционный блок Диагностический блок Оздоровительный блок
Диагностический блок Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка Психолог ДефектологВоспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Врач
Оздоровительный блок Осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР Определяются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения Определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья.
Коррекционный блок Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка Профилактика и коррекция вторичных отклонений Работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе распределенной, по согласованию, профессиональной деятельности.
Воспитательный блок Социализация ребенка Повышение самостоятельности ребенка Повышение автономии ребенка Повышение автономии семьи Воспитание у ребенка положительных личностных качеств
Образовательный блок Подготовка к школьному обучению Обучение детей способам усвоения общественного опыта Развитие познавательной активности Формирование всех видов детской деятельности
Обучение детей педагогами Распределение занятий Воспитатель проводит: - занятия здоровья; - лепка; - аппликация; - рисование; - конструирование; - ручной труд; - физическое воспитание; - трудовое воспитание; - обучение игре; - социальное развитие и ознакомление с окружающим миром. Дефектолог проводит: - социальное развитие; - познавательное развитие; - ознакомление с окружающим миром; - обучение игре; - математика; - развитие речи; - развитие тонкой ручной моторики; - подготовка к обучению грамоте.
Память. (таблица 1) Среднегрупповые показатели запоминания школьниками при однократном предъявлении 10 объектов Испытуемые Количество воспроизвеллденных Цифр Слов 8-летние дети Нормально развивающиеся Дети с ЗПР Умственно отсталые 4,8 4,4 3,3 4,3 3,9 3,2 10-летние дети Нормально развивающиеся Дети с ЗПР Умственно отсталые 5,7 4,8 4,3 4,8 4,2 3,7
Результаты оценки произвольного запоминания наглядных объектов, % Таблица 2 Испытуе- мые Успешность запоминания Норма ЗПР 1-е воспроизвеллдение 5-е воспроизвеллдение Максимальн ый показатель Норма ЗПР 48,5 44,0 87,0 69,0 88,5 75,0
Результаты исследования опосредствованного запоминания, % Таблица 3 Группы испытуемых Количество слов правильно воспроизвелл- денных Невоспроизвелл- денных ошибочно воспроизвелл- денных Успешные ученики обычной школы 92,54,53 Ученики с задержкой психическо-го развития 58,818,322,9 Учащиеся вспомогательной школы 43,511,744,3
К таким особенностям относятся: - недоразвитие самоконтроля, которое проявляется наиболее ярко в привнесениях при воспроизвеллдении и в изменениях слов, предлагавшихся для запоминания; - слабая избирательность памяти, что показано в экспериментах на опосредствованное запоминание, когда вместо слова, для запоминания которого была выбрана определенная картинка, воспроизводилось название предмета, на ней изображенного; - неумение преднамеренно применять рациональные способы запоминания (например, использовать план при запоминании связного текста или определенным образом соотнести, осмыслить запоминаемый материал); - низкая мыслительная активность в процессе воспроизвеллдения.
Мышление. Результаты анализа зрительного представленного объекта Таблица 4 Группы детей Количество выделенных признаков до обучения после обучения Нормально развивающиеся 12,518,5 С задержкой психического развития 6,510,5 Умственно отсталые 4,55,7
Грамматический строй речи. (таблица 5) Результаты выполнения задания на составление предложений из набора слов, % Выполнение задания Распределение ответов у детей нормально развиваю-щихся с задержкой психического развития умственно отсталых Правильное 64,7513,0 Неправильное 34,24556,2 Отказ от составления 1,1413,8
Результаты выполнения задания на составление предложений из набора слов с опорой на картинку, % Таблица 6 Выполнение задания Распределение ответов у детей нормально развивающих- ся с задержкой психического развития умственно отсталых Правильное ,3 Неправильное 1735,771,5 Отказ от составления 01,32,2
Использованные источники Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А.Д. Гонеев. - М Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] : Учеб. пособ. / Под ред. Кумариной Г.Ф. -М, Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., Специальная педагогика [Текст] /Под ред.Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М, 2001.