CASE-STUDY. Технология обучения на анализе конкретных ситуаций Суханова Е.А., к.п.н., зам.директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ
История технологии гг. Гарвардский университет Разработка модели профессионального бизнес-образования
Возможности технологии Развитие навыков анализа и критического мышления Соединение теории и практики Представление примеров решения проблемных ситуаций Демонстрация различных позиций и точек зрения Формирование навыков оценки альтернатив
Возможности технологии Развитие коммуникативных навыков Развитие презентационных навыков Развитие навыков поведения и оценки ситуации в условиях неопределенности Развитие навыков эффективного поведения при решении комплексных, многопрофильных проблем
Возможности технологии Расширение практического опыта, позволяющего лучше понять выбранную профессию Организация самостоятельной работы по поиску необходимых знаний для решения проблемы Изменение мотивации к обучению
Суть технологии Участникам предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией в реальной социально- экономической системе. Задача обучающихся: провести анализ предлагаемой ситуации для принятия решения (обобщения, идентификации) в рамках коллективного обсуждения
Виды кейс-технологий Ситуационные задачи, упражнения Анализ конкретных ситуаций Метод кейсов Метод инцидента Игровое проектирование Метод ситуационно-ролевых игр
Виды ситуаций Ситуация – иллюстрация Ситуация – оценка Ситуация –упражнение Ситуация – проблема Ситуация –инсценировка
Требования к ситуации Наличие модели практической ситуации: социально-экономической, социально-психологической, логической Многоальтернативность решений Наличие эмоционального напряжения Возможность разных способов анализа
Последовательность шагов обучения Индивидуальное знакомство с материалом Предварительное обсуждение материала в группе Межгрупповая дискуссия Подведение итогов, обобщение
Возможности использования в учебном процессе Организация практических занятий Введение в тему Обобщение темы Аттестационная работа Материал для самостоятельной работы
Истина должна быть пережита, а не преподана Чжуан Цзы
Источник А.П.Панфилова, Л.А.Громова и др. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям. / - СПб.: Питер, с.