Роль ФАС России в формировании конкурентных рынков электроэнергии Пироженко Александр Начальник Управления по контролю и надзору в ТЭК ФАС России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ценовые и регуляторные риски новой модели оптового рынка электроэнергии Пироженко А.А. Заместитель начальника Управления ФАС России.
Advertisements

О проблемах и перспективах реформирования электроэнергетики Пироженко Александр Начальник Управления по контролю и надзору в ТЭК ФАС России.
Задачи антимонопольного регулирования в электроэнергетике А.Н. Голомолзин Заместитель руководителя ФАС России.
Значение антимонопольного регулирования в формировании конкурентных отношений в российской электроэнергетике Пироженко Александр Федеральная антимонопольная.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
Развитие оптового рынка электроэнергии (мощности).
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Новая модель оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода Россия, Москва, г.
Реформа: от решений к практике Александр Чикунов, член Правления, руководитель Центра по реализации проектов реформирования АО-энерго ОАО РАО «ЕЭС России»
Введение рынка мощности и перспективы либерализации оптового рынка электроэнергии. Директор по работе на ОРЭ Д.И. Готлиб Москва, октябрь 2007.
Особенности ценообразования в условиях функционирования новой модели оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода Россия, , Москва,
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
РАБОТА ОАО «Татэнергосбыт» на оптовом рынке электроэнергии и мощности Майнакский Э.М. ОАО «Татэнергосбыт» Март 2010 г.
АДМИНИСТРАТОР ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ (АТС) – ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНА НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АТС ХЛЕБНИКОВА В.В. НА КОНФЕРЕНЦИИ.
Организация взаимодействия между потребителями и Energy market при работе на оптовом рынке электроэнергии (мощности)
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
Развитие энергосбытовой деятельности в России Докладчик: Председатель Правления Некоммерческого Партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых.
Предложения по дальнейшему совершенствованию рынка электрической энергии в Республики Казахстан.
Стратегические приоритеты реформы. Перспективы развития рынков электрической энергии Москва, 29 ноября 2005 года Конференция «РАО «ЕЭС России» - открытая.
Итоги и перспективы развития рынков электрической энергии 7 декабря 2006 года Конференция "РАО "ЕЭС России" - открытая компания" Ю.А. Удальцов, член Правления,
Транксрипт:

Роль ФАС России в формировании конкурентных рынков электроэнергии Пироженко Александр Начальник Управления по контролю и надзору в ТЭК ФАС России

2 Содержание 1. Роль ФАС в реформе 2. Новая модель оптового рынка 3. Система контроля манипуляции ценами

1. Роль ФАС в реформе Что есть ФАС в электроэнергетике Задачи ФАС в реформировании оптового и розничного рынков

4 Что есть ФАС в электроэнергетике 1. Антимонопольный контроль в соответствии с законодательством о конкуренции 2. Антимонопольный контроль в соответствии со специальными нормами ст. 25 ФЗ «Об электроэнергетике» (в т.ч. манипуляции ценами) 3. Уполномоченный Правительством орган, контролирующий администратора торговой системы 4. Федеральный орган, контролирующий соблюдение Правил недискриминационного доступа 5.Возможно: орган, контролирующий процесс разделения компаний электроэнергетики по видам деятельности (принудительная реорганизация) Вывод: ФАС играет активную роль в процессе определения стратегии и тактики реформирования электроэнергетики в России

5 Задачи ФАС на оптовом рынке электроэнергии 1. Не допустить манипуляции ценами за счет: злоупотребления доминирующим положением поставщиками электроэнергии вертикальной интеграции (в т.ч. ограничения поставок топлива) горизонтальной интеграции (аффилированности генерирующих компаний, способных вместе влиять на цену) соглашений и согласованных действий (между производителями; производителями и инфраструктурой: СО- ЦДУ, АТС, ФСК) 2. Обеспечение свободного и недискриминационного выхода потребителей и производителей на оптовый рынок 3. Содействие развитию производства и передачи электроэнергии в целях развития конкуренции

6 проблема следствие предложение ФАС Горизонтальная интеграция Риск злоупотреблений рыночной силой – манипуляция ценами Не допустить приобретение контроля группой лиц более одной ОГК или ТГК, расположенных в одной зоне (способных вместе влиять на цены) Вертикальная интеграция по топливу (газ, уголь) Вытеснение эффективных генераторов с рынка путем злоупотребления доминирующим положением на топливном рынке – рост цен на электроэнергию Ограничить приобретение контроля ОГК и ТГК топливными компаниями, занимающими доминирующее положение Риски горизонтальной и вертикальной интеграции в электроэнергетике

7 Задачи ФАС на розничном рынке электроэнергии Обеспечить формирование конкуренции за счет: разделения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности создания условий для выхода местных энергоснабжающих организаций на оптовый рынок проведения справедливых конкурсов за статус гарантирующих поставщиков контроля недискриминационного доступа к сетям (потребителей, независимых энергосбытовых компаний) создания условий реализации права выбора потребителя поставщика электроэнергии

2. Новая модель оптового рынка Является ли Сектор свободной торговли рынком? Новая модель оптового рынка электроэнергии (НОРЭМ)

9 Сектор несвободной торговли? Тариф регулируемого сектора - естественный price cap на ССТ. В существующей модели ОРЭ ценовые риски отсутствуют

10 Когда будет настоящий рынок? До 1 мая ведомства должны представить в Правительство РФ проект правил НОРЭМ, которые предусматривают: перевод ОРЭ (объемов РС+ССТ) в регулируемые договоры ежегодное сокращение сектора РД на 5-15% увеличение числа участников По мере завершения РД (3-5 лет) будет увеличиваться объемы э/э, торгуемой по свободным ценам (РСВ, св. договоры) Однако: Реальная либерализация рынка зависит: оперативного решения угрозы дефицита решения проблемы перекрестного субсидирования

11 Решение проблемы перекрестного субсидирования В соответствии с поручением Президента РФ Правительством РФ готовится решение проблемы через выделение средств из федерального бюджета: первоначально (год)– финансирование всей разницы в тарифах промышленности и населения, а также межрегиональное субсидирование затем – адресное финансирование в пределах социальной нормы потребления постепенный рост тарифов для населения до экономически обоснованного с субсидированием малоимущих слоев населения Мы рассчитываем на принятие решения по «перекрестке» в этом году

12 Источники финансирования Общий возможный источник покрытия недостатка финансирования – решение проблемы перекрестного субсидирования (более $2,5 млрд.), а также: Генерация: система гарантирования инвестиций (5000 МВт) дополнительная эмиссия акций ген. компаний Магистральные сети: тариф на тех. присоединение дополнительная эмиссия акций ФСК в пользу государства Распределительные сети: плата за подключение к коммунальной инфраструктуре тариф на тех. Присоединение Главный источник инвестиций - рынок

13 Трансформация оптового рынка в НОРЭМ Розничный рынок Регулируемый сектор Свободный сектор БР РСВБР Рынок мощности Рынок сист. услуг с 2007:с 2008: В НОРЭМ рынок и государство столкнутся с новыми, до сих пор не известными рисками колебаний цены и злоупотребления производителями своим доминирующим положением Регулируемые договоры

3. Система контроля манипуляции ценами Специфика рынка электроэнергии Российский подход к построению системы контроля

15 CAISO (Калифорния) : волатильность 640%

16 ЕЕХ (Германия) 2001: волатильность 860%

17 APX (Нидерланды) 2001: волатильность 1200%

18 Особенности рынка электроэнергии Неэластичный спрос Неразрывный во времени процесс производства и потребления Технические и технологические ограничения (производство, передача) Особенность рынка электроэнергии с регуляторной точки зрения: не обладая доминирующим положением в классическом понимании (доля рынка более 35%), производитель в отдельные моменты времени может манипулировать ценой на рынке (злоупотреблять своим положением)

19 Цена, руб. Объем, МВт Возможность манипуляцией ценой на ОРЭ без существенной доли рынка Без части объема генератора 5 спрос (вертикальная линия) не будет удовлетворен. Ни один другой генератор не сможет заместить предлагаемый им объем электроэнергии. Это означает, что такой генератор может повысить цену в своей заявке и сформировать цену (горизонтальная пунктирная линия). Объемы, предоставляемые любым другим генератором могут быть замещены конкурентами Х х 5Y

20 Масштаб рисков 1. В ближайший год с введения НОРЭМ объем РСВ будет незначительный – не больше 5% электроэнергии оптового рынка. 2. Объем РСВ будет зависеть от точности прогноза почасовых объемов электроэнергии при составлении регулируемых договоров: чем больше отклонений в РД, тем больше объем РСВ. 3. Вне зависимости от объемов, цена РСВ будет: индикатором для заключения свободных договоров на поставку электроэнергии точкой отсчета для цены балансирующего рынка. 4. Политический риск: заметный рост цены даже на узком сегменте РСВ может «похоронить» дальнейшую либерализацию

21 Манипуляции ценами: как бороться? В целях снижения рисков резких колебаний цен и противодействия манипуляциям на большинстве зарубежных рынков электроэнергии действуют особые, отличные от других рынков, подходы к решению этих проблем. В России также будет действовать система контроля, ограничивающая возможности недобросовестного поведения на рынке электроэнергии

22 Манипуляции ценами: российский подход 1. Российская система мер контроля на ОРЭ будет основана на оценке рыночного поведения генерирующих компаний при подаче заявок на участие в РСВ и БР. 2. Будет определяться временное доминирующее положение генераторов, которые, пользуясь неэластичностью спроса по цене и сложившейся топологией сети, могут завышать цену продаваемой электроэнергии. 3. За поведением таких генераторов будет установлен особый контроль со стороны администратора торговой системы. 4. Критерием оценки будет цена в ранее поданных и принятых рынком заявках этих же генераторов в то время, когда они не занимали доминирующего положения. 5. Окончательную оценку поведения таких производителей будет давать ФАС России.

23 Схема контроля Участники рынка Контролирует в соответствии с Правилами и регламентами (превентивный контроль) Контролирует в соответствии с Правилами и антимонопольным законодательством (контроль постфактум) Контролирует в соответствии с Правилами Федеральная антимонопольная служба

24 Перспективы системы контроля Наличие системы контроля с жесткими санкциями за нарушения - необходимое и обязательное условие формирования конкурентного рынка электроэнергии Со временем система будет совершенствоваться и сможет противостоять таким сложным правонарушениям как сговор, взаимосвязанные стратегии ценового поведения и др. До реорганизации РАО ЕЭС в компании дополнительно будет действовать корпоративная система мер ответственности генеральных директоров генерирующих компаний (ТГК и ОГК) за неконкурентное поведение на ОРЭ. Такая система сейчас разрабатывается в РАО совместно со специалистами ФАС России. Генерирующие компании будут вынуждены учитывать при определении своего рыночного поведения наличие системы мер, не позволяющей злоупотреблять им поведением на рынке.

Спасибо за внимание. Вопросы? © Федеральная антимонопольная служба