Семинар для педагогов
овладение нормами и правилами родного языка. В старшей группе приобретение навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков..В подготовительной группе знакомство со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладение слововым и слитным способами чтения.
Сформированность звуковой стороны речи Полная сформированность фонематических процессов,; Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками пословового чтения.
Подготовительный этап (неречевые звуки) Основной этап. Добуквенный период (звуки речи) - знакомство с гласными звуками. - знакомство с согласными звуками. Буквенный период (звук-буква) -знакомство с буквами.
звуки сильно контрастные по звучанию (дудка- барабан); звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:) Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":
воздух не встречает препятствий -звук гласный (используем карточку красного цвета). В образовании звука участвует голос.
«Немые звуки» «Фотография звука» "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл): «Разложи картинки»
Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа); Выделение данного звука из ряда словов (ом, ум, ам, ан, ас); Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис); Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали
с обратные слоги, имеющие значение (ум, он, ам, ан:); прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:); односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:); двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:); односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..); двусложные со стечением (скала:); трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).
слововый анализ слова; назвать количество звуков в слове; назвать звуки по-порядку; сколько в слове гласных звуков в слове? Назвать их по-порядку; сколько согласных; назвать первый звук, последний, третий слово-звуковая схема слова
Написать букву в воздухе, на столе; Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы; Вырывать из бумаги образ буквы; Получить в подарок букву; Угостить фигурным печеньем в виде буквы; Вылепить из пластилина, теста; Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета: Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, т.е последовательность изучения звуков и букв проходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе
сочетание из двух букв, обозначающих гласные звуки;(АУ,ИА) сочетание гласного с согласным в обратном слоге;(АМ, ОП) сочетание согласного с гласным в прямом слоге;(НА,ТЫ) односложные слова по типу СГС;(МАК) двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытых словов;(МАМА, НАТАША) двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого словов; (КОШКА) двухсложные слова со стечением согласных;(ФАНТИК) трехсложные со стечением согласных; (ФАБРИКА) простое двусоставное предложение без предлога;( МОЙ ЗАЙКА). простое предложение из 3-4 слов без предлога;( ЭТО МОЙ КОТ). простое предложение из 3-4 слов с предлогом; (У КУСТА ЗАЙКА),
называние слов с изучаемым звуком; определение позиции данного звука в словах; знакомство с буквой посредством художественного слова; закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т. п.; печатание буквы (словов, слов, предложений); звукобуквенный анализ слов с выкладыванием схем и с после дующей заменой фишек уже знакомыми буквами; подбор слов к предложенным схемам с частично вписанными буквами; упражнение на преобразование слов путем замены одной буквы; составление и печатание слов с данным словом; составление и печатание слов из разрозненных словов; дописывание элементов букв, «зашумленные» буквы, ребусы.
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
спасибо