Каменные постройки на Руси
С XI века, после крещения Руси, параллельно с деревянным, начинает распространяться и каменное строительство. В деревянных городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII века богатые жилые дома. С XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси. Большинство строившихся в XVI и XVII веках церквей возводилось в основном типе кубических сооружений одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Преобладали церкви средних и небольших размеров
Храм Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. В русской архитектуре нет памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Сказочная легкость форм храма Покрова на Нерли создает впечатление невесомости, устремленности ввысь. Всеми доступными средствами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. Практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания.
Древнерусская живопись.
Постоянная экспозиция древнерусского искусства в музее открыта с 1969 года. Если в экспозиции 1970-х годов преобладали произведения древнерусского прикладного искусства, то в результате планомерной реставрации древнерусской живописи сегодня ведущей линией экспозиции являются иконы. Древнейшее произведение иконописи из собрания музея - двухсторонняя выносная икона с изображением на одной стороне Богоматери Умиление, на другой -- мучеников Евстафия и Феклы. Икона написана в конце XIV века. Икона "Богоматерь Одигитрия" -- один из шедевров древнерусской иконописи XV века.двухсторонняя выносная икона"Богоматерь Одигитрия" К таким произведениям относится икона "Димитрий Солунский в житии", созданная в начале XVI века"Димитрий Солунский в житии" Деисусный чин из церкви Покрова села Гуменец Деисусный чин из церкви Покрова относится к выдающимся произведениям древнерусской живописи первой трети XVI века.
Икона "Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы" созданная в 40-е годы XVI века, принадлежит к распространенному на Руси типу икон избранных святых."Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы" ".Художник, написавший икону архиепископа ростовского Феодора архиепископа ростовского Феодора несомненно имел перед собой древнее изображение чтимого святого, основателя Ростовского Рождественского монастыря в XIV веке Вседержителя. Житийные иконы Петра --- царевича Ордынского, конца XVII века и Авраамия Ростовского первой половины XVIII века -- обращение к ростовской истории XI-XIII вв.. как оно сохранилась и дошла в церковных преданиях.Авраамия Ростовского Деревянная скульптура "Георгий Победоносец", созданная в XVвеке относится к редким произведениям древнерусской пластики."Георгий Победоносец"
ШЕДЕВРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Древнерусское искусство - одно из самых замечательных явлений народного творчества. Созданные древнерусскими художниками произведения по праву получили в наше время мировую известность. Древнерусская живопись привлекает яркостью красок, удивительной выразительностью образа, ясностью композиций. Тонкий вкус и понимание цвета, глубина, сдержанность и благородство в выражении чувств, терпение и любовное отношение к творческому труду были свойственны древнерусским художникам. Первоначальный период нашей живописи очень сложен, образы в иконах лишены того примитивного характера, который свойствен начинающему искусству. В Киеве создается своя иконописная школа с художником Алимпием во главе. Киев - столица большого государства - привлекает к себе художников из других стран. Сюда привозятся предметы искусства. Так, согласно летописям, из Византии в начале XII века в Вышгород, под Киевом, привезена была икона Владимирской богоматери, написанная в Константинополе в конце XI - начале XII века. После разделения Киевского государства на отдельные княжества в русских городах образуется много местных школ живописи, получающих свой ясно выраженный, глубоко народный характер: новгородская, псковская, ростовская, тверская, позднее - московская. После нашествия татар, в трудные и тяжелые годы их долгого владычества русский народ медленно собирается с силами. В живописи сохраняются строгость и монументальность образа. Краски, известные в Европе в XVI веке, не употреблялись русскими иконописцами, на полотне стали писать не раньше конца XVII века Древняя живопись дошла до нас под записями, нанесенными на нее за многие века ее существования.