Качество школьного мела Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» Выполнила: ученица 6 а класса Жиронкина Ольга Руководитель: Батыр Нина Сергеевна, учитель биологии
Проблема: низкое качество школьного мела оказывает негативное влияние на скорость и четкость изображения письма на доске, а значит, на замедление учебного процесса.
Цель проекта: определить наиболее качественные и безопасные с экологической точки зрения виды школьного мела. Задачи: изучить информацию о происхождении, составе, свойствах и применении школьного мела; провести эксперименты по изучению качественного и количественного состава различных сортов школьного мела, пригодности для использования; оценить влияние мела на здоровье человека.
Методы исследования: поиск и анализ информации из достоверных источников наблюдение эксперимент анкетирование обработка данных и их анализ.
Гипотеза: некоторые виды мела могут быть опасны и непригодны для использования в учебном процессе. Научная и практическая ценность работы: определены наиболее качественные образцы школьного мела, разработаны рекомендации по использованию мела в учебных целях.
Исследуемые образцы мела: Chalk white for school 12 pcs» (производство фирмы CENTRUM ZOO, Германия) «Мел белый школьный», Продается поштучно (производитель: ООО Предприятие «АЛГЕМ+», г. Москва), «Мелки цветные» для рисования на любой поверхности, для детей старше 3-х лет ГОСТ (производитель: ООО Предприятие «АЛГЕМ+», г. Москва) «Мелки белые люкс» предназначены для рисования на любой поверхности (производитель: ООО «ЭЛИКОНТ», Россия, г. Белгород, ТУ )
Мел, которым мы пишем на доске, состоит преимущественно из раковинок морских корненожек - фораминифер Происхождение мела
Изучение физических свойств школьного мела Эксперимент 1: Сыпучесть мела
Изучение физических свойств школьного мела Исследуемый образец Внешний вид Прочность при разломе Сыпучесть Удобство при письме (средний балл) «Chalk white for school 12 pcs» Цвет: белый Форма: цилиндрическая Легко ломается, хрупкий Трудно писать 2,5 «Мел белый школьный» Цвет: белый Форма: напоминает брусок Ломается с усилием, трудно Очень легко писать, скользит по доске 4,7 «Мелки цветные» Цвет: желтый, зеленый, розовый, синий Форма: напоминает брусок Ломается с усилием, трудно Легко писать 4,1 «Мелки белые люкс» Цвет: кремово-белый с желтоватым налетом Форма: напоминает брусок Ломается с усилием, трудно Туго писать, с усилием 3,2
Эксперимент 2: Растворимость мела в воде Изучение физических свойств школьного мела
Исследуемый образец Вид мела, наличие осадка 1 день эксперимента 3 день эксперимента 7 день эксперимента 10 день эксперимента 14 день эксперимента «Chalk white for school 12 pcs» Не растворился Не растворился Не растворился Не растворился «Мел белый школьный» Не растворился Вода прозрачная, небольшой нерастворимый осадок «Мелки цветные»Не растворился Вода мутная, небольшой нерастворимый осадок Вода прозрачная, небольшой нерастворимый осадок «Мелки белые люкс» Не растворился
Изучение химических свойств мела Эксперимент 3: Количественное определение карбоната кальция в меле
Изучение химических свойств мела Исследуемы й образца пробы Масса нетто до реакции Масса нетто после реакции Масса СО 2 Масса СаСО 3 в пробе, г Содержани е СаСО 3 в пробе, % Среднее содержание СаСО 3, % «Chalk white for school 12 pcs» 147,159,60,30,735% 31,75% 248,460,650,250,5728,5% «Мел белый школьный» 146,659,150,551,2562,5% 248,561,10,61,3668% «Мелки цветные» 149,962,60,71,679,5% 76,75% 251,363,950,651,4874% «Мелки белые люкс» 150,663,00,40,945% 47,5% 252,264,70,451,050%
Изучение химических свойств мела Эксперимент 4: Качественное определение сульфата кальция в меле
Изучение химических свойств мела Образец 4«Мелки белые люкс» Образец 2«Мел белый школьный» Образец 1« Chalk white for school 12 pcs» Образец 3 « Цветные мелки»
Выводы: 1. Исследуемые образцы мела имеют содержание карбоната кальция от 32 до 77%; 2. Наличие кристаллов во всех образцах мела доказывает наличие сульфат кальция (гипс); 3. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что наиболее приемлемым для работы в школе являются образцы мела «Мелки цветные», «Мел белый школьный».
Сертификаты качества школьного мела:
Влияние школьного мела на здоровье учителей 1. Изменилось ли, по-вашему, мнению качество мела? (да, нет, не знаю). Если «Да», то в какую сторону?
Влияние школьного мела на здоровье учителей 2. Оказывает ли постоянная работа с мелом влияние на ваш организм?
Влияние школьного мела на здоровье учителей 3. Имеются ли отрицательные последствия работы с мелом?
Влияние школьного мела на здоровье учителей 4. Как вы защищаете свой организм от воздействия мела?
Выводы: Наиболее приемлемыми для работы в школе являются образцы мела «Мелки цветные», «Мел белый школьный»; Постоянная работа учителей с мелом вызывает сухость кожи, слоение ногтевой пластины, трескание кожи рук, кашель, першение в горле, чихание.
Рекомендации по применению школьного мела использовать для письма «Мел белый школьный» и «Мелки цветные»; тщательно мыть губку от мела и не вытирать мел с доски сухой губкой; уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно, если завернуть мел бумагой, а лучше фольгой; после работы с мелом необходимо хорошо вымыть руки и смазать их кремом.