Семинар для учителей начальных классов на тему: «Выявление и предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста». Подготовил: Учитель начальных классов Аракелян Гоар Васильевна, МАОУСОШ 2 села Успенского
Письмо это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, обще двигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо: определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука; соотнести выделенный звук с определенным образом буквы; воспроизвести с помощью движений руки букву. Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: -слуховой дифференциации звуков, -неправильного их произношения, -нарушение в звуковом анализе и синтезе, -лексико-грамматической стороне речи, -зрительном анализе и синтезе, - пространственных представлениях, - то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом дисграфия (от греческого "графо" письмо). Дисграфия это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Специфические ошибки(т.е. не связанные с применением орфографических правил)
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Рак – лак стол – штор жук – жук ковёр – ковёл скала – шкафла кожа - коза берёза – белёза каска – кашкаф дождь – дождь щенок – щенок тетрадь – чечрачь цыплёнок – сыплёнок рукавицы - рукавицы бублик – публик (публик, бублик) Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает своё дефектное произношение на письме.
2. Акустическая форма дисграфии. Смешиваются буквы обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "письмо", "любит", "больит" и т.д. Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.
Парные звонкие – глухие согласные: 3 С - «козлик», «вазилёк», «привозит», «река узнала, как в сказке», «свою сумку», «заснуть». Б П - «победа», «подарил», «бросают», «пельё», «палатка», «большие». Ж Ш - «шдёт», «ушибла», «кружился снежок», «шумно», «шишки», «лошадь», «весело шуршали щуки...». Г К «долго», «главный», «доска», «когда», «собака», «круглый», «уголок». В Ф «портфель», «форточка», «картофель», «вафли», «вьюга», «кофта». Д - Т «давно», «сытый», «дети», «трещат», «медёт вьюга», «витрук», «сити», «бледный», «допетое бревно», «идут домой». Гласные: О У «звенит речей», «по хрупкумульду», «сизый голубь», «дедушкаф». Ё Ю «клюква», «лёбит», «замерзли», «теплый», «салат», «самолет», «перелетные птицы», «висело ружью» Африкаты: Ч Щ «стучал», «роща», «хищный», «печки», «пища», «часто». Ч-Ц - «скворец», «грации», «чапля», «прочитал», «цястый». Ч Т «черчит», «учитель», «Жутька», «вместе играч», Ц – Т - девотька». «пиццы», «цветет», «Пеця»... Ц - С - «рельсы», «курица», «улица»...
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: · пропуски букв и слогов; · перестановка букв и (или) слогов; · не дописывание слов; · написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; · повторение букв и (или) слогов;. контаминация - в одном слове слоги разных слов; · слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("на столе", "на ступила"). Причина ее возникновения затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
пропуски гласных букв; всят-висят, комната-комната, урожай-урожай; пропуски согласных букв: комната-комната, вей-всей; пропуски слогов и частей слова: строки-стрелки; замена гласных: пище-пищу, сезон-сосен, легкий-легкий; замена согласных: два-два, роща-роща, урожай-урожай, боказываед- показывает; перестановки букв и слогов: окно-окно; не дописывание букв и слогов: через-черезз, на ветка-на ветках, диктант- диктантт; наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег- сенег, диктантат-диктантт; искажение слова: мальни-маленький, чайник-чащи; слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бой часов-бой часов, в ся-вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. нарушение смягчения согласных: большой-большой, только-только, умчались-умчалисьь, матч-мяч.
4. Аграмматическая дисграфия. Причина недоразвитие грамматического строя речи. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой - Ребенок пишет как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). - Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. - Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам.
5. Оптическая дисграфия. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Причина возникновения несформированность зрительно- пространственных функций и зрительного анализа и синтеза.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: - не дописывание элементов букв (связано с недоучетом их количесдва): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; - добавление лишних элементов; - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; - зеркальное написание букв.
Несколько советов педагогам и родителям: 1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. 3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех.
В раннем возрасте еще возможно повлиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента.
место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышкафми или пупырышкафми. корпус должен быть трехгранным Есть трехгранные карандаши и фломастеры Проблемы: - излишне сжимают, -неправильно ставят пальцы, изгибают их, - выкручивают кисть. Выбор канцелярских принадлежностей для детей с нарушениями письменной речи
На что нужно обратить особое внимание: 1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если он - переученный правша. 3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение нарушений письменной речи.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. 6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. 8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), саба (шуба). 9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й- ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: таня (дыня), клюква (клюква). 10. Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: порта - парта, мокко - молоко, весёлы (весёлый).
Упражнения на устранение недостатков письменной речи. Упражнение "Пишем вслух". Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-р Ез-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА ст Оле ст ОЯл ку Вшин С м ОлОком" (на столе стаял кувшин с малаком). Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шкаф". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.
Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Упражнение"Вглядись и разберись" Материал для работы - сборники диктанттов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во- первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во- вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".
Упражнение «Лабиринты». Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Найти разнообразные лабиринты можно
Догадайся, кто что любит. Перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках. Какой дорогой ёжики дойдут до сада?
1. Чрезвычайно медленно! На написание диктантта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации нарушения письменной речи у ребенка должно затрачиваться не менее часа времени. 2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Ребенок вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и другие правила. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения) можно писать. Причем предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания Диктанты надо писать! Только по-особому.
Чего нельзя делать? Дети с нарушением письменной речи, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.
Список использованной литературы: 1. Максаков А. И., Тумакова Г. А.Учите играя. – М., 1983 г. 2. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». - С.Пб.: «Согаз», 2004 г. 3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М., 1991 г. 4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, с. 6. Бирич Г.В. Использование опорных схем при коррекции дисграфии: из опыта работы учитeлей-дефектологов. / сост. Г.В. Бирич. - Гродно: Гродненский ГОИПК и ПРР и СО, с. 7. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Ростов н/Д:,Феникс, Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.