Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника Сухаревская Е.Ю., к.п.н., доцент кафедры начального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) Подготовила учительница начальных классов Гаджиева П.А.
Advertisements

Семинар «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) МКОУ «ООШ с. Полевое» декабрь 2011 год.
Семинар «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
Семинар – практикум «Средства формирования УУД у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
«Формирование УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
«ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
Семинар «РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ» МОУ «Шугозерская СОШ» 10 декабря 2014 год.
«Формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС»
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование УУД в рамках предмета «История». Учитель истории ГБОУ ООШ с.В-Санчелеево Безроднова Н.П.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности МБОУ СОШ с. Конево в условиях введения ФГОС общего образования»
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНДАРТА Руководитель МО учителей начальных классов Никитина Т. Н.
Психологические особенности подросткового возраста.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника Сухаревская Е.Ю., к.п.н., доцент кафедры начального образования ГБОУ ДПО РО ИПК и ППРО

« Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь » Китайская мудрость «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.

Развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникатив- ные УУД Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор Умения ОРГАНИЗОВЫ ВАТЬ свою деятельность Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

Личностные (нравственно- оценочные умения) -оценка своих и чужих поступков Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.). Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем Отражают способность обучающегося строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные умения)-обработка информации Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт. Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик. Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм. Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия. Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.

Первый этап – «представление» выполнение действия по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т. д. Ученик в большинстве случаев не готов различать существенные и несущественные стороны выполняемого действия, может его описать только с привязкой к конкретному предметно­му материалу.

Второй этап - «способ» осознанное применение способа при выполнении учебного действия Ученик при выполнении задания ориентируется на существенные характеристики метапредметного способа действия, который лежит в основе выполняемого учебного задания. Кроме того, ученик знает, как называется применяемый им способ в общепринятой или специ­ально придуманной педагогом для учащихся терминологии. Он также может этот способ описать как порядок действий, не опираясь на определенный предметный материал

Третий этап - этап овладения УУД применение способа в контексте учебной деятельности Ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Ученик не только сознательно соотносит способ и цель своей учебной деятельности, но и выстраивает саму деятельность под учебную цель, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности

Мониторинг УУД В 1-2 классах - сформированность метапредметных УУД на уровне «представления», в 3 классе – на уровне «способа» в 4 классе – на уровне овладения УУД

Важно подчеркнуть, что однажды войдя в показатель сформированности определённого УУД, данное умение сохраняется в деятельности ребёнка всю его жизнь. В нём чётко прослеживаются черты выпускника завтрашней школы. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания.