Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника Сухаревская Е.Ю., к.п.н., доцент кафедры начального образования ГБОУ ДПО РО ИПК и ППРО
« Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь » Китайская мудрость «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
Развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникатив- ные УУД Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор Умения ОРГАНИЗОВЫ ВАТЬ свою деятельность Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Личностные (нравственно- оценочные умения) -оценка своих и чужих поступков Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.). Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем Отражают способность обучающегося строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные умения)-обработка информации Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?
Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт. Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик. Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм. Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия. Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.
Первый этап – «представление» выполнение действия по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т. д. Ученик в большинстве случаев не готов различать существенные и несущественные стороны выполняемого действия, может его описать только с привязкой к конкретному предметному материалу.
Второй этап - «способ» осознанное применение способа при выполнении учебного действия Ученик при выполнении задания ориентируется на существенные характеристики метапредметного способа действия, который лежит в основе выполняемого учебного задания. Кроме того, ученик знает, как называется применяемый им способ в общепринятой или специально придуманной педагогом для учащихся терминологии. Он также может этот способ описать как порядок действий, не опираясь на определенный предметный материал
Третий этап - этап овладения УУД применение способа в контексте учебной деятельности Ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Ученик не только сознательно соотносит способ и цель своей учебной деятельности, но и выстраивает саму деятельность под учебную цель, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности
Мониторинг УУД В 1-2 классах - сформированность метапредметных УУД на уровне «представления», в 3 классе – на уровне «способа» в 4 классе – на уровне овладения УУД
Важно подчеркнуть, что однажды войдя в показатель сформированности определённого УУД, данное умение сохраняется в деятельности ребёнка всю его жизнь. В нём чётко прослеживаются черты выпускника завтрашней школы. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания.