Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. Вечером-водой, ночью-водой, а утром-в небеса. С неба-звездой, в ладошку-водой. Падает горошком, скачет по дорожкам. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. Облака. Дождь. Снег. Град. Роса.
Узнай… Что такое атмосфера? Что такое влажность воздуха? Вспомни… Что такое облака? Как они образуются? Что такое атмосферные осадки? Причины их образования. Умей… Определять количество осадков по диаграммам.
Облака - это скопление водяных капель в атмосфере.
Главная причина образования облаков – охлаждение воздуха, насыщенного водяным паром и присутствие в воздухе необходимого количества … Чем прохладнее воздух, тем на... ( меньшую, большую) высоту надо подняться, чтобы достигнуть уровня конденсации. Зимой облака … (низко, высоко), а летом …
Кучевые облака Высота 2 – 6 км Приносят грозы, сильные ливни, ветер.
Слоистые облака Высота менее 2 км Пасмурная погода, мелкий дождь, снег.
Перистые облака Высота 10 – 12 км Без осадков, ухудшение погоды.
Что такое облака? Из чего они состоят? Виды облаков. Какие облака относятся к водяным, ледяным и смешанным? Чем объясняется разнообразие облаков? Подумайте…
Выводы Облака состоят из капелек воды или кристаллов льда. Главная причина образования облаков – охлаждение воздуха, насыщенного водяным паром и присутствие в воздухе необходимого количества ядер конденсации. Разнообразие облаков объясняется различными условиями их образования.
Определите, о каких облаках идет речь. 1. Перистые 2. Слоистые 3. Кучевые А) укутывают небо сплошным покровом; Б) образуются на высоте 10 – 12 км; В) часто приносят грозовые дожди; Г) без осадков; Д) высота образования не более 2 км; Е) напоминают клочки ваты; Ж) вызывают затяжные дожди, снег; З) напоминают белые волокна или перья; И) могут подниматься до высоты 20 км
Ответы А – 2; Б – 1; В – 3; Г – 1; Д – 2; Е – 3; Ж- 2; З – 1; И – 1. Критерии оценки 9 – «5» 8-7 – «4» 6-5 – «3»
Атмосферные осадки – это вода в жидком и твёрдом виде, выпадающая на земную поверхность из атмосферы.
Почему выпадают осадки? Осадки выпадают при … водяного пара в атмосфере и … размеров капель в облаке (капля размером от 0,5 до 7 мм).
Какие условия необходимы для увеличения размеров капель? В облаке должны присутствовать капли разных размеров или капли воды вместе с кристаллами льда. Если капли в облаке одинаковые по размерам, то при столкновении они отталкиваются друг от друга. Крупная капля притягивает к себе маленькую.
Дождь
Снег Если температура в облаке ниже 0 градусов, то возникают не капельки воды, а сразу ледяные кристаллики, они медленно опускаются, слипаясь в снежные хлопья.
Роса
Град
Крупа Это твердые осадки неправильной формы (снежная и ледяная), обычно в переходные сезоны – весна, осень, бывает зимой.
Изморозь Оседание льда в виде кристалликов на ветках деревьев, проводах.
Иней Тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся из водяного пара атмосферы на охлажденной поверхности почвы, травы, предметов.
Гололед
Осадкомер Ведро Столб Специальная защита
Диаграмма годового количества осадков для города Владивостока 685 мм
Диаграмма годового количества осадков для города Саранска 450 мм
Самое влажное место на Земле Гавайские острова – мм в год Черапунджи(Индия) – мм в год
От чего зависит количество осадков? 1. Близость океанов и морей. 2. Влияние рельефа.
«Кровавый» дождь
Мы узнали, что… 1. Атмосферными осадками называется вода в жидком или твердом виде, выпадающая на земную поверхность из атмосферы. Измерение осадков осуществляется на метеорологических станциях с помощью осадкомера. 2. Из облаков не всегда выпадают атмосферные осадки. Чтобы образовался дождь, капля должна увеличиться в размерах. Для выпадения осадков в облаке должны находиться капли разного размера или капли вместе с кристаллами льда. 3. Атмосферные осадки отличаются друг от друга по внешнему виду и состоянию. 4. На Земле иногда выпадают необычные дожди. 5. Главный поставщик осадков на сушу – Мировой океан, а главный двигатель этого процесса – Солнце.
1. Какое значение для тебя имеют знания, умения, полученные на уроке? очень важное ++ - важное + - не очень важное 2. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? глубокие ++ - осознанные + - неосознанные 3. С каким настроем изучал(-а) материал? было интересно ++ - не очень интересно + - не интересно вообще 4. Как оцениваешь свою деятельность на уроке? отлично ++ - хорошо + - удовлетворительно Проверь себя…
§ 26, 27 Оформить обложку рабочего дневника Сочинить синквейны по теме урока Домашнее задание