АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ Понятие Административно-правовая норма это правило поведения, установленное государством в целях регулирования общественных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Административно-правовые нормы
Advertisements

Административно правовая норма - это норма, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого.
Административно-правовые нормы Лекция 3. План 1. Понятие и характеристика административно-правовых норм 2. Особенности структуры административно-правовых.
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова.
{ Аюпова Ф.Ф.. - это внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права, объединяемых.
Административное право Подготовил: Юрченков Влад.
Нормы банковского права © 2006 г., Лаврентьева М.Г.
Выполнил: Чрагян П.А. студент группы ВЗБ5ЮР-13. отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных.
Выполнила: Григорьева Н. А. Группа: ЮР 3-О/Б/ЧЕБ 14.
Отрасли российского права Конституционное право; Экологическое право Административное право; Уголовное право; Гражданское право.; Трудовое право. Семейное.
Виды мер административного принуждения различаются: По характеру и специфике правонарушения: - меры психического воздействия; - меры физического воздействия;
СИСТЕМА ПРАВА Тема 5. Система права Отрасль права Подотрасль права Институт права Нормы права.
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
СИСТЕМА ПРАВА. Система права Отрасль права Подотрасль права Институт права Нормы права.
А ДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Выполнила: Семендеева Наталья, группа Пм-21.
Право Публичное регулирует преимущественно императивным методом отношения, возникающие между субъектами публичного права в сфере обеспечения публичных.
Кочергина Е.В. Административное право. Административное право - самостоятельная отрасль российского права, регулирующая отношения власти и подчинения,
Валютное право Лекция 3. валютное право - институт финансового права, предметом валютного права как института финансового права являются общественные.
Государство Признаки государства Публичная власть Административно- территориальная организация населения Государственный суверенитет Сбор налогов и пошлин.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Транксрипт:

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ Понятие Административно-правовая норма это правило поведения, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. Назначение административно-правовых норм Правовое обеспечение механизма исполнительной власти (государственного управления) с целью упорядоченности организации и эффективного функционирования всей системы исполнительной власти (государственного управления) и отдельных ее звеньев, создания прочного режима законности и государственной дисциплины в государственно-управленческой деятельности.

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ являются нормативной базой для регулирования общественных отношений, служащих предметом обеспечения других отраслей права финансового, налогового, предпринимательского и др.; определяют границы должностного поведения в сфере государственного управления; имеют прямое действие; подзаконны: создаются на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ; вторичны, поскольку именно этими нормами определяется механизм реализации норм, определенных в законах; императивны, т.е. имеют обязательный характер и должны исполняться в одностороннем порядке.

2. СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ Гипотеза указывает на условия применения того или иного правила поведения; содержит конкретные фактические условия применения нормы права; содержит лишь общую характеристику условий, при которых норма может быть реализована; является общей как для одного акта, так и для других однородных актов. Диспозиция Основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера. Санкция всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений; указывает на меры возможного государственного воздействия за нарушения требований, сформулированных в диспозиции правовой нормы. В виде: дисциплинарного воздействия; административного воздействия.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ По предмету регулирования Материальные закрепляют права и обязанности участников управленческих отношений, их ответственность; определяют правовой режим, в котором должна функционировать система исполнительной власти. Процессуальные Определяют порядок реализации материальных норм.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ По характеру правового воздействия Охранительные Предусматривают правила, направленные на защиту прав и свобод человека, охрану правопорядка, государственной безопасности, обороны страны, окружающей природной среды и т.п. Регулятивные Регулируют деятельность физических и юридических лиц, органов государства и других субъектов в целях достижения позитивных управленческих результатов. По объему правового регулирования Межотраслевые Регулируют отношения нескольких, как правило, схожих отраслей права. Отраслевые Регулируют отношения, складывающиеся в области административного права. По направленности правового регулирования Внутренние Регулируют отношения внутри системы государственного управления. Внешние Определяют права и обязанности управляемых субъектов.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ СОДЕРЖАНИЮ Обязывающие Предписывают в предусмотренных нормой условиях совершать те или иные действия. Запрещающие Устанавливают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Уполномочивающие Предусматривают возможность действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Ограничительные Предусматривают ограничения в совершении определенных действий. Стимулирующие Обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих отношений. Рекомендательные Предусматривают, как поступать в тех или иных условиях, предоставляют возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения той или иной ситуации. Регистрационные Касаются организации и проведения митингов, шествий; регистрации политических партий, общественных объединений и т.д.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ По адресату Регулирующие организация и деятельность различных звеньев аппарата государственного управления; административно-правовой статус государственных служащих; административно-правовой статус граждан; организация и деятельность государственных предприятий и учреждений; вопросы функционирования коммерческих структур; административно-правовой статус общественных объединений. По способу выражения Письменные Выражены в форме письменных предписаний (напр. Кодекс РФ об административных правонарушениях от г. 195-ФЗ). Словесные Выражены в форме устных предписаний уполномоченного лица (например, предупреждение инспектора ГИБДД о соблюдении правил дорожного движения). Конклюдентные Выражены в форме действий, жестов, знаков (например, жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ По действию во времени Срочные Указывают срок действия (например, дорожный знак «Остановка запрещена» с указанием времени). Бессрочные Устанавливаются на неопределенный срок до их отмены (например, Закон о милиции). По федеральному устройству Общефедеральные Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне федеральных органов государственной власти. Субъектов Федерации Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне субъекта Федерации. Местные Принимаются территориальными органами федеральных или региональных органов исполнительной власти либо органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий в области государственного управления.

РЕАЛИЗАЦИЯ И ДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ Реализация административно-правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения). Формы реализации административно-правовых норм Исполнение Точное следование участников регулируемых управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Исполнение - одна из важнейших форм реализации административно-правовых норм, в рамках которой органы исполнительной власти практически обеспечивают выполнение предписаний, установленных в законах (например, исполнение различных приказов). Применение Издание полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных правовых актов (например, приказ о зачислении в высшее учебное заведение, регистрация общественного объединения и т.д.). Способы реализации административно-правовых норм Соблюдение Соблюдение это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой (например, исполнение требований дорожного знака). Использование Выбор одного из предоставляемых административно-правовой нормой вариантов должного поведения в процессе принятия управленческого решения (например, использование оружия при остановке транспортного средства).

ДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ По территории На территории всей страны Нормы, принятые на федеральном уровне. На определенной территории Нормы, принятые на уровне субъектов Федерации. Межтерриториальные Нормы, регламентирующие деятельность международных российских организаций и граждан, находящихся на территории зарубежных стран. по кругу лиц На всех граждан Российской Федерации Нормы, закрепленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими актами. На определенный круг лиц Положения о федеральных органах исполнительной власти, распространяющие свою юридическую силу только на эти органы. во времени Не ограниченные определенными сроками действия Действуют до их официального изменения либо до их отмены. Законную силу административно-правовые нормы приобретают с момента подписания нормативных правовых актов либо в срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу 3. 3 Срочные Административно-правовые акты, действие которых рассчитано на определенный, указанный в норме срок или на время существования чрезвычайных обстоятельств.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Понятие Административно-правовые отношения это общественные отношения, возникающие в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Представляют собой разновидность правовых отношений, из чего следует, что к основным свойствам административных правоотношений относятся и наличие корреспондирующих друг другу прав и обязанностей его субъектов, возникновение правоотношения на основе нормы права и в связи с ней и т.д. Являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе определенный общественный, государственный интерес, выразителем которого является властный субъект государственного управления как одна из сторон административного правоотношения. Административные правоотношения непосредственно связаны с реализацией задач и функций исполнительной ветви государственной власти в процессе государственного управления. Носят властный характер, поскольку в процессе возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений реализуется государственное управление. Обладают обширной сферой возникновения это сфера государственного управления или сфера реализации исполнительной власти государства: в области обороны и государственной безопасности, и в сфере культуры, науки, образования, и в сфере экономических отношений, и применительно к системе социальной защиты, т.е. везде, где государством средствами своих исполнительных органов проводится работа по управлению общественными процессами и явлениями.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Являются организационными, т. к. возникают, изменяются и прекращаются в связи с реализацией исполнительной власти и связаны с ее организацией в широком смысле. Управленческий процесс претворяется через организацию участников правоотношений, организацию материального, финансового, технического сопровождение процесса и т.д. Таким образом, государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений. Отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений, возникающих между лицом, инициирующим спор, и вышестоящей административной инстанцией, с одной стороны, и между лицом, к которому предъявляются претензии (это всегда государственный орган или должностное лицо), и этой же вышестоящей административной инстанцией. Таким образом, если в других отраслях права (гражданском, уголовном) решение спора всегда выносится за рамки правоотношений внутри отрасли в ведение судебной инстанции, то в административном праве допустимо разбирательство и внутри самой системы. Обладают своеобразным механизмом действия института ответственности за невыполнение субъективных обязанностей, составляющих содержание правоотношения. Административная ответственность в отличие от гражданско-правовой наступает не перед стороной правоотношения, права которой нарушены, а непосредственно перед государством. В целом административная ответственность родственна уголовной.

СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Субъект Субъектом административно-правового отношения являются два и более участника, как минимум, один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления. Виды Индивидуальные К их числу относятся все физические лица, обладающие различными административно- правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане, государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты и т.д.), а также должностные лица органов исполнительной власти. Коллективные Как правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе различные государственные органы.