Кичигина О.В. Рабочая программа логопеда дошкольной образовательной организации Москва УМЦ «Добрый мир» 2015 Разработано в соответствии с ФГОС Д О
Автор Кичигина Ольга Викторовна - учитель-логопед ГБДОУ детский сад 49 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Научный редактор Яковлева Наталья Николаевна - канд. педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагоги Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Учебно-методическое пособие «Рабочая программа логопеда дошкольной образовательной организации» рекомендовано к печати кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
В пособие представлен опыт работы по разработке рабочей программы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации. Рабочая программа разработана в соответствие с ФГОС ДО и «Примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» / Под редакцией проф. Л.В. Лопатиной. Предложено распределение материала для развития и коррекции речевых нарушений на учебный год. Рабочая программа включает перспективное планирование, комплексное тематическое и календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена для разновозрастной группы (5- 6 и 6-7 лет) – третья ступень обучения по «Адаптированной примерной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» / Под редакцией проф. Л.В. Лопатиной. Она позволит учителям-логопедам, работающим в группах компенсирующей и комбинированной направленности, использовать данное пособие, как в полном объеме, так и парциально с учетом разнообразия речевых нарушений у детей.
Целевой раздел рабочей программы Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с тяжелыми нарушениями речи) дошкольной образовательной организации. За основу коррекционной логопедической работы взята «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» /Под ред. профессора Л.В. Лопатиной (далее «Программа»). Рабочая программа составлена для образования детей с общим недоразвитием речи третий уровень речевого развития. Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого- педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей. Рабочая программа учителя-логопеда составляется на основе адаптированной основной образовательной программы или основной образовательной программы конкретной дошкольной образовательной организации, указывается ее полное название (по Уставу).
Задачи: развивать произвольность мыслительной деятельности детей и формировать ее основные компоненты; способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, формированию навыка самоконтроля, поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия; совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики; расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности; обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи в ономасиологическом (обращается внимание на названия объектов) и семасиологическом (обращается внимание на семантику слова) аспектах; формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи; формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения;
расширять возможности участия детей в диалоге, формировать их монологическую речь; учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания; осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы; осуществлять коррекцию нарушений фонематической стороны речи, развивать фонематические процессы; работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; расширять объем словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей; совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций; совершенствовать навыки связной речи детей; формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Принципы: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьями; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Подходы: концептуальный научно-теоретический подход к осуществлению диагностики и коррекции системного недоразвития речи у детей; Дифференцированный подход в процессе комплексной коррекционно-образовательной работе; Комплексный подход коррекционно- образовательной работы по преодолению системной речевой недостаточности, что предусматривает единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.
Психолого-педагогическая характеристика детей Третий уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной) Четвертый уровень речевого развития (по Т.Б. Филичевой) (см. характеристику детей с ОНР - «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» /Под ред. профессора Л.В. Лопатиной Данная рабочая программа (далее РП) составлена для разновозрастной группы, где все дети обучаются первый год. Данную РП можно использовать для разработки рабочей программы для обучения детей с третьим (по Р.Е. Левиной) и четвертым (по Т.Б.Филичевой) уровнем речевого развития). В рабочей программе логопеда указывается уровень и дается психолого-педагогическая характеристика конкретной группы детей с ОНР.
Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) Закон РФ «Об образовании в РФ» (от ФЗ). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от ). Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от г. 26).
Срок реализации рабочей программы Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения логопедического обследования детей в сентябре.
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР Логопедическая работа: ……………………………… см. целевые ориентиры - «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» /Под ред. профессора Л.В. Лопатиной
Содержательный раздел рабочей программы
Распределение образовательной нагрузки на год Примеры (см. ниже)
месяц неделя Тема Грамота Примечани е 5-6 лет 6-7 лет сентябрь 1-3 неделя Обследование 4 – я неделя Детский сад Профессии в детском саду Рассказ, стихотворение повесть день воспитателя октябрь 1 – я неделя Игрушки. Материалы, из которых они сделаны Народные промыслы, игрушки. Материалы, из которых они сделаны Предложение 2 – я неделя Овощи. Огород. Сельскохозяйственн ые работы. Профессии. Слово 2-е воскресенье октября – день аграриев 3 – я неделя Фрукты. Ягоды. Сад. Работы в саду. Садоводство. Профессии. Слог 4 – я неделя Дары леса. Ягоды, грибы. Заготовки. Лес. Деревья. Лесоводство. Профессии. Охрана. Звук А Буква А 5 – я неделя Осень. Признаки осени. Осень. Золотая осень. Звук У Буква У
ноябрь 1 – я неделя Сила русская, богатырская в единстве народном. День народного единства Звук И Буква И 4.11 День народного единства 2 – я неделя Дикие животные. Подготовка к зиме. Животные умеренных широт. Защита диких животных. Звуки М, Мь Буква М 4.11 – Всемирный день защиты животных 3 – я неделя Животные севера. Животные холодных стран. Звуки П, Пь Буква П 4 – я неделя Домашние животные и птицы. Профессии в птицеводстве и в животноводстве Звуки Т, Ть Буква Т – день домашних животных
май 1 – я неделя Наша Родина – Россия. День Победы. Города России. Москва – столица России. Государственная символика Буквы Я, Ю 9 мая День Победы. 2 – я неделя Семья. Труд родителей. Я и моя семья. История семьи. Семейные праздники. Буквы Е, Ё 15 мая Международ ный день семьи 3 – я неделя Цветущий май. Цветы. Полевые и садовые цветы. Флористика. Буквы Ь, Ъ 15 мая – день цветов 4 – я неделя Мой город Санкт- Петербург. Стройка. Мой город Санкт- Петербург. История города. Буква Й день города июнь 1-я неделя Ребёнок и его окружение. Международный день защиты детей. 1 июня - Международ ный день защиты детей. 2-я неделя Лето. Признаки лета.Лето. Летом на даче, в деревне.
Перспективное планирование работы по коррекции тяжелых нарушений речи с детьми старшего дошкольного возраста Примеры (м. ниже)
Лексические темы Направления логопедической работы Методы и формы работы Сентябрь 1-3 неделя Диагностика уровня знаний и умений детей Направления обследования выявляют уровень речевого, физического и психического развития ребенка: его двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сфер, осведомленности (знаний о себе и окружающей действительности), умений и навыков в тех видах деятельности, в которые он включается, особенностей поведения и общения, условий воспитания в семье. Содержание обследования связано с содержанием логопедической работы и работы по образовательным областям, что позволяет видеть уровень актуального развития и прогнозировать расширение «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. Инд. работа с детьми Сентябрь 4 неделя Детский сад. Профессии. -Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков; - совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными; - развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения; - уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза Наглядные, словесные, игровые методы. Инд. занятия
Май апрель март * Весна. Мамин день. Профессии. 8 Марта. *Воздушный и водный транспорт * Животные жарких стран * Вода и её обитатели *Перелётные птицы *Космос. Солнечная система. Земля. *Школа. Школьные принадлежност и * Насекомые. Полезные и вредные. * Растительный и животный мир весной *Наша Родина – Россия. День Победы. *Семья. Труд родителей * Мой город Санкт- Петербург. Стройка *Наша Родина – Россия. День Победы. * Первоцветы. Цветы. Цветущий май. *Семья. Ребёнок и его окружение. *Мой город Санкт- Петербург. Стройка. Словарь -Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности -Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. -Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств, качеств. - Совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций) Грамматические стереотипы -Формирование понимания суффиксов со значением «очень большой»: -ищ, -ин-. -Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой» -Совершенствование понимания значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения. -Формирование понимания значения приставок с-, у-, под- от-, за-, по-, пере-, до- и их различение. -Обучение пониманию логико-грамматических конструкций: сравнительных (больше - меньше), инверсии (Колю ударил Ваня. Кто драчун?); активных (Ваня нарисовал Петю); пассивных (Петя нарисован Ваней). -Совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций). -Формирование умения употреблять слова: обозначающие личностные характеристики (честный, честность, ленивый, лень); с эмотивным значением (радостный, ухмыляется); многозначные слова (ушко, коса, лук) -Совершенствование навыка осознанного употребления слова и словосочетаний в соответствии с контекстом высказывания. -Совершенствование навыка самостоятельного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Формирование синтаксической структуры предложения, связной речи -Обучение творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоенных знаний. -Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста. Обучение грамоте -Составление, печатание и чтение: двусложных и трехсложных слов. Состоящих из открытого и закрытого слога; двусложных слов со стечением согласных; трехсложных слов со стечением согласных; предложений из 2-4 слов без предлога и с предлогом. обучение послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов. -Знакомство с печатными буквами Э, С, З, Ш, Ж, Щ, Р, Ц, Ч, Я, Ю, Е, Ё, Й, Ь, Ъ; обучение графическому начертанию печатных букв; Наглядные, игровые, словесные методы. Инд. и подгруп. занятия.
Май Итоговая диагностика уровня знаний и умений детей. Оценка результатов обследования обеспечивает возможность выявить и зафиксировать изменения в развитии ребёнка по всем изучаемым параметрам. Инд. занятия
Комплексно-тематическое планирование работы по коррекции тяжелых нарушений речи Примеры (м. ниже)
Май апрель март * Весна. Мамин день. Профессии. 8 Марта. *Воздушный и водный транспорт * Животные жарких стран * Вода и её обитатели *Перелётные птицы *Космос. Солнечная система. Земля. *Школа. Школьные принадлежнос ти * Насекомые. Полезные и вредные. * Растительный и животный мир весной *Наша Родина – Россия. День Победы * Первоцветы. Цветы. Цветущий май. *Семья. Труд родителей. Ребёнок и его окружение. * Мой город Санкт- Петербург. Стройка Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно- пространственных представлений -Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, 7-8 предметных картинок, геометрических фигур, 5-7 неречевых звуков и слов). Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики -Совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык. Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций -Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе. Птицы летят высоко в голубом небе.); - совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи; -закрепление мягкой атаки голоса. Фонематическая сторона речи - Совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи (в различных ситуациях общения, в театрализованных играх); - совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры (изолированных и в условиях фонетического контекста) без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков. Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечении согласных звуков (клумба, спутник, отвертка), крыжовник); четырехслоговых слов без стечения согласных звуков (пуговица, паутина, велосипед); -совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи (в различных ситуациях общения, в театрализованных играх). Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. -обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности, а также умению представлять индуктивно-дедуктивные доказательства. -обучение планированию деятельности и контролю ее при участии речи; -продолжать развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. -совершенствовать активную поисковую деятельность; -продолжать обучение самостоятельному определению существенного признака для классификации на его основе. -продолжать формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности. -совершенствовать навыки детей обобщать конкретные понятия с помощью родовых понятий, обобщать понятия через выделение признаков различия и сходства. -продолжать обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей и признаков. -продолжать формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости. -продолжать обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок без использования наглядной опоры (на основе игрового и житейского опыта). Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур Совершенствование восприятию, оценке неакцентированных и акцентрированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции; -продолжать совершенствование распознавания звуков, направленного восприятия звучания речи; -продолжать формирование четкого слухового образа звука. Создавать условия для развития исследовательского поведения в отношении освоения средств выразительности видов и жанров искусства, изобразительных материалов; -развивать эстетические и творческие способности, способствующие созданию выразительного образа; -поощрять инициативу и самостоятельность воспитанников в процессе освоения произведений искусства, восприятия эстетически привлекательных объектов, собственной творческой эстетической деятельности; -развивать умения высказывать суждения по поводу увиденного, ссылаться на собственный опыт. -поощрять высказывание собственных предпочтений, ассоциаций, собственного понимания художественного образа, настроения произведения; -активизировать отражение впечатлений, переживаний, ассоциаций в продуктивных видах деятельности, игре, речевом творчестве.
Май Итоговая диагностика уровня знаний и умений детей. Оценка результатов обследования обеспечивает возможность выявить и зафиксировать изменения в развитии ребёнка по всем изучаемым параметрам.
Календарно-тематическое планирование работы по коррекции тяжелых нарушений речи с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц недел я Направления логопедическо й работы 5-6 лет 6-7 лет Сентябрь 1-3 неделя Диагностика уровня знаний и умений детей Направления обследования выявляют уровень речевого, физического и психического развития ребенка: его двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сфер, осведомленности (знаний о себе и окружающей действительности), умений и навыков в тех видах деятельности, в которые он включается, особенностей поведения и общения, условий воспитания в семье. Содержание обследования связано с содержанием логопедической работы и работы по образовательным областям, что позволяет видеть уровень актуального развития и прогнозировать расширение «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. Направления обследования выявляют уровень речевого, физического и психического развития ребенка: его двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сфер, осведомленности (знаний о себе и окружающей действительности), умений и навыков в тех видах деятельности, в которые он включается, особенностей поведения и общения, условий воспитания в семье. Содержание обследования связано с содержанием логопедической работы и работы по образовательным областям, что позволяет видеть уровень актуального развития и прогнозировать расширение «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей. Обучение их выполнению сложных двигательных программ, включающих последовательно и одновременно организованные движения (см. программные требования образовательной области «Физическое развитие» в «Программе»).
Сентябрь 4-я неделя Детский сад Профессии в детском саду Общие речевые навыки - Формировать и закреплять диафрагмальный тип физиологического дыхания - Формировать и закреплять диафрагмальный тип физиологического дыхания; - формировать речевое дыхание Наглядные, словесные методы. Инд. занятия Формирование и развитие общей, ручной и артикуляторной моторики - Развивать кинетическую основу движений пальцев рук; - развивать оральный праксис в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений; - стимулировать нормализацию мышечного тонуса мимической мускулатуры - Совершенствовать развитие двигательной сферы детей; - развивать кинетическую основу движений пальцев рук; - развивать кинетическую основу артикуляторных движений Практическ ие, наглядные, игровые методы. Инд. и подгруп. занятия Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-про- странственных представлений. -Закреплять усвоенные представления об объемных и плоскостных геометрических фигурах и формах предметов; - закреплять усвоенные представления о величине предметов; - закреплять представления об усвоенных цветах - Закреплять представления об усвоенных объемных и плоскостных геометрических фигурах; - закреплять представления об усвоенных величинах предметов Наглядные, игровые, словесные методы. Инд. и подгруп. занятия
Фонетическая сторона речи - Уточнять произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза; - совершенствовать навыки воспроизведения слов различной звукослоговой структуры (изолированных и в условиях фонетического контекста) - Уточнять произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза Наглядные, словесные методы. Подгруп. занятия Развитие словаря импрессивной и экспрессивной речи - Уточнять значения слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков; - расширять пассивный словарь детей; - познакомить с названиями профессий и словами, обозначающими занятия и труд взрослых: воспитатель, учитель –логопед, помощник воспитателя, педагог-психолог (воспитывает, учит, помогает, убирает, накрывает на стол, моет и т. п.); - стимулировать усвоение значения новых слов: кабинет, зал, комната - Формировать умения усваивать значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - расширять пассивный словарь детей; - продолжать ознакомление детей с названиями профессий и словами, обозначающими занятия и труд взрослых: повар, посудомойка, кладовщица, кухонный рабочий, машинист по стирке белья, кастелянша; варит, готовит, моет, выдаёт продукты, жарит, выпекает, рубит, чистит овощи, стирает, отжимает, сушит, гладит; - стимулировать усвоение детьми значения новых слов: кухня, прачечная, кухонное оборудование, хозяйственно-бытовая техника Наглядные, игровые, словесные методы. Инд. и подгруп. занятия.
Формирование грамматических стереотипов - Совершенствовать навыки употребления продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов; - упражнять детей в употреблении: форм родительного и дательного падежей имен существительных; единственного и множественного числа, предложного падежа множественного числа (заботятся о детях, растениях), в согласовании числительных с существительными в роде, падеже и числе (одна группа, две группы, пять групп); - закреплять в речи формы повелительного наклонения глаголов: помогать, накрывать, убирать, учить, воспитывать. - закреплять в речи глаголы с приставками (пришёл, ушел, подошёл) - стимулировать навыки диффенциации глаголов совершенного и несовершенного вида (убирают игрушки, убрали игрушки) Формирование синтаксической структуры предложения, связной речи - Развивать умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении; - обучать распространению предложений за счёт однородных членов (по картинкам и вопросам: дети убрали кубики, кукол, мозаику). - продолжать совершенствовать диалогическую форму речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (при выполнении поручений, в беседе); - учить (по плану и образцу) рассказывать о группе
Обучение грамоте - Дать представление о предложении (без грамматического определения); - упражнять в составлении простых предложений (без союзов и предлогов - Формировать мотивацию к школьному обучению; - знакомить с понятием «предложение»; - обучать составлению графических схем предложения: простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трёх – четырёх слов без предлога
3. Организационный раздел программы Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Возраст Продолжительность коррекционно- развивающего занятия с 5 до 6 лет Индивидуальное занятие -10 минут Подгрупповое занятие - 20 минут Интегрированное занятие - 30 минут. с 6 до 7 лет Индивидуальное занятие минут Подгрупповое занятие - 25 минут Интегрированное занятие - 35 минут
Создание развивающей предметно- пространственной среды Примеры (м. ниже)
Направления логопедической работы Развивающая предметно-пространственная среда Общие речевые навыки Пособия для развития воздушной струи: шарики, пушинки, из бумаги, колпачки и т.д. Высота, темп, ритм – визуальные карточки Музыкальные инструменты, звучащие игрушки и т.д. Общая, ручная и артикуляторная моторика Мячи, массажные мячи разных размеров, ребристые палочки, мозаика, бусы, шнуровки Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, зрительно- пространственные представления. Картинный материал по лексическим темам, зашумленные картинки, наложенные рисунки, недорисованные (недописанные) изображения, игрушки и предметы для игр: «Запомни и назови», «Что изменилось», «Чего не стало», «Волшебный мешочек», «Бассейн», «Сундучок», разрезные картинки, звучащие предметы, палочки, геометрические фигуры и др. Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации Картинный материал по лексическим темам, пазлы и др. Фонетическая сторона речи Картинный материал по звукам, схемы звуков: демонстрационные, раздаточные для пальчиков, шапочки, настольно-печатные игры и др. Словарь импрессивной и экспрессивной речи Картинный материал по лексическим темам, муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов, Наборы животных домашних, диких, жарких и холодных стран, морские обитатели и др. Грамматические стереотипы Картинный материал, дидактические игры, схемы, домино, игрушки, муляжи и др. Синтаксическая структура предложения, связная речь Сюжетные картинки, серии картинок, игрушки, схемы предложений: демонстрационный и раздаточный материал Обучение грамоте Магнитная азбука, азбука настольная, вышитые буквы, обводки, слоговые лесенки, кроссворды, ребусы, игровой материал «Составь слог, слово, предложение» и др.
Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, электронные обучающие ресурсы)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.; Центр педагогического образования, Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; под ред. проф. Л.В. Лопатиной, - СПб., Сан ПиН , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов/Авт. кол. А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева, М.А. Зудина, О.А. Коршунова. – СПб., Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
Направления логопедической работы Литература Общие речевые навыки Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. – СПб., Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., Общая, ручная и артикуляторная моторика Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 3+ СПб., Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 4+ СПб., Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 5+ СПб., Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 6+ СПб., Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб,, 2005; др. пособия автора Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.- СПб., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. М.:В.Секачев,2007. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб, Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М., 2001.
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, зрительно- пространственные представления. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. СПб., Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. – СПб., Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. – М., Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. М., Козлова В.А. Ориентировка во времени: Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста. М., Кондратьева С.Ю. Познаем математику в игре: профилактика дискалькулии у дошкольников. СПб., Фонетическая сторона речи Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. – СПб,, Лопатина Л.В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией. – СПб., Словарь импрессивной и экспрессивной речи Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Речевые игры. – М., 2003 Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Подскажи словечко. – М., Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Поговорки от Егорки. – М., Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. На каждого Егорку есть поговорка. – М., Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры у детей. М., Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. – М., 2000.
Грамматические стереотипы Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. М., Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., Синтаксическая структура предложения, связная речь Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей лет. -СПб., Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картинке. - СПб., Обучение грамоте Шуленко Е.Е. Занимательные росчерки: Рабочая тетрадь для обучения письму детей 5-7 лет. – М., ШуленкоЕ.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. – М., Электронные обучающие ресурсы Лицензионные программы: «Игры для тигры» логопедическая коррекционная программа Программа «EduPlay» «Страна знаний» учись и играй на компьютере «Здоровый окружающий мир» программный комплекс БОС-здоровье «Здоровая азбука», «Пропись буквы» Учимся и оздоравливаемся: «Высокий и низкий, тонкий и толстый, узкий и широкий»; «Один – много»; «Слева – справа, вверху – внизу». Детский игровой терминал «Солнышко» с комплектом дидактических материалов. Видеофильмы по лексическим темам. Составленные презентации по лексическим темам.