Дошкольник как субъект и объект образовательного процесса Романычева Н.В., Ст.преподаватель кафедры РРМВ
Основные определения Субъект (философ) - носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта). Субъект (психол) - активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.
СУБЪЕКТ Латинское – subjectus (лежащий снизу, находящийся в основе). Слово «субъект» начинает употребляться в русском литературном языке с конца XVIII в. Слово заимствовано из французского, где subject восходит к латинскому subjectus от subjecere (бросать на себя, обращать в себя). В современном русском языке субъект: 1. Носитель предметно-практической деятельности; индивид или социальная группа, источник активности, направленной на объект; 2. Физическое или юридическое лицо или лица.
Субъект учебной деятельности Критериями того, что ученик выступают именно как субъекты учебной деятельности, а не какой-либо иной (например, общения с педагогом), являются: 1. умение (или способность) отделять известное от неизвестного, определять наличие или отсутствие средств и способов действия в новой ситуации (действие оценки); 2. поиск способа решения новой задачи.
Личность ребенка формируют по следующему алгоритму: включая его в разнообразные значимые для него виды детской деятельности стимулируя активную самостоятельную работу ребенка активизируя потребность в самоизменении.
Процессуальная сторона субъектности (откуда берется?) Сначала – это свободное выражение своего «Я», затем соотнесение себя с правилами культуры и социальной жизни. Субъектность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно приобретение: способность предвидеть действия других, а значит, выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Оценивая содеянное и корректируя производимое, ребенок учиться планировать свои действия.
Основные качества, обеспечивающие проявление субъектного начала Самостоятельность Ответственность Инициативность Активность Коммуникабельность Эмпатийность (способность к сопереживанию)
Условно ступенчатое восхождение ребенка к осознанию себя (по Н.Е. Щурковой) : свободно выражаю своё «Я»; вступаю в диалог с другим «Я»; предвижу последствия своих действий; произвожу свободный выбор; оцениваю результат, планирую новый.
Современная типология видов детской деятельности Игровая Двигательная Коммуникативная Элементарная трудовая Познавательно-исследовательская Изобразительная Музыкальная Конструирование из различных материалов Восприятие художественной литературы
Наш