Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба
05 октября 2015 года принят IV антимонопольный пакет (Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), который вступит в силу 05 января 2016 года. 2 IV Антимонопольный пакет
ФАС – орган предупредительного контроля (1) Закон 275-ФЗ существенно расширяет действие институтов предостережения и предупреждения, а именно: расширяется круг лиц, которым могут быть направлены предостережения о недопустимости нарушения (статья 25 7 ); в него включены, в том числе, должностные лица органов власти различных уровней; расширяется круг нарушений, к которым может применяться институт предупреждения (статья 39 1 ); в него включены: пункты 6 и 8 части 1 статьи 10 (злоупотребление доминирующим положением путем необоснованного установления разных цен на один и тот же товар, создания дискриминационных условий); статьи , 14.6 и 14.7 (недобросовестная конкуренция в форме дискредитации, введения в заблуждение, некорректного сравнения, неправомерного использования охраняемой законом тайны и пр.); статья 15 (все виды ограничивающих конкуренцию актов, действий (бездействие) органов власти). 3
ФАС – орган предупредительного контроля (2) С расширением действия института предупреждения : Потенциальные нарушители (как бизнес, так и органы власти) получают (расширяют) возможность оперативно устранять нарушения законодательства без наложения штрафов; Антимонопольные органы – возможность возбуждать дела только после отказа исполнять предупреждения; Потребители (как граждане, так и бизнес – в случае нарушений со стороны органов власти) – возможность эффективно и оперативно защитить свои права; Суды – резкое сокращение количества рассматриваемых дел. 4
ФАС – орган предупредительного контроля Из числа выданных предупреждений каждый год исполняется не менее 70% 5 С расширением институтов предупреждения и предостережения значительно снизится количество дел
Злоупотребление доминирующим положением Закон 275-ФЗ устанавливает возможность концентрации антимонопольных органов на крупных делах, имеющих существенное влияние на состояние конкуренции: исключается запрет на злоупотребление доминирующим положение к хозяйствующим субъектам* в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов отдельных лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и не приводят к ограничению конкуренции на рынке в целом. * Новая редакция запрета (часть 1 статьи 10) в рассматриваемой части будет распространяться на «ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей». 6
Злоупотребление доминирующим положением Закон 275-ФЗ предусматривает необходимость утверждения Правительством Российской Федерации правил недискриминационного доступа к товарам субъектов, в действиях которых установлено злоупотребление доминирующим положением (при рыночной доле >70%). Особенности: для услуг финансовых организаций, поднадзорных Банку России, в том числе страховых организаций, страховых брокеров, обществ взаимного страхования, правила будут утверждаться ФАС России по согласованию с Банком России. 7
Антиконкурентные соглашения Законом 275-ФЗ уточняется понятие «картель»: Картелями могут быть признаны не только соглашения хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров на одном и том же товарном рынке, но и соглашения хозяйствующих субъектов, осуществляющих их приобретение (картель покупателей) (статья 11). Вводится предварительное согласование*: заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашений о совместной деятельности, если суммарная стоимость их активов превышает размеры, установленные законодательством (п.8 ч.1 статьи 27). * В случае получения предварительного согласия участники соглашения не могут быть обвинены в картеле, если они действуют в пределах согласованного антимонопольным органом соглашения. 8
Коллегиальный орган Закон 275-ФЗ обусловливает образование в ФАС России коллегиального органа (статья 23) с полномочиями по: даче разъяснений по вопросам практики применения антимонопольного законодательства; пересмотру решений и предписаний территориальных органов ФАС России, если эти акты нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольного законодательства. Особенности: Для пересмотра решений и предписаний территориальных органов ФАС России по делам в отношении финансовых организаций, поднадзорных Банку России, в состав коллегиального органа на паритетной основе будут включаться представители Банка России. 9
Финансовая ответственность Закон 275-ФЗ позволит изменить подход к определению объема финансовой ответственности нарушителей, в том числе: исключить случаи одновременного наложения оборотного штрафа в соответствии с КоАП и выдачи предписания о взыскании незаконно полученного дохода в результате нарушения; снизить до минимального штраф для лиц, признавшихся вторыми или третьими* в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, при соблюдении определенных условий, в том числе условия, что лицо не являлось организатором соглашения. * Для лица, заявившего первым о заключении и участии в ограничивающим конкуренцию соглашении, текущая редакция КоАП предусматривает освобождение от штрафа при соблюдении тех же условий (ст КоАП (прим.). 10
Спасибо за внимание! FAS-book frus_fas fas_rf (eng) fasovka