ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС: ИЗ ВЕКА В ВЕК Горбунова Юлия Владимировна МАОУ "СОШ 17" г. Краснотурьинска
Цель: Познакомить детей с уральской народной росписью по металлу, её характерными особенностями и историей возникновения. Формировать интерес к истории и культуре своего народа.
Подносный промысел на Урале возник 260 лет назад – в Нижнем Тагиле, вотчине заводовладельцев Демидовых. Зародился промысел во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия. Нижний Тагил был богат мастерами. Кустари покупали листы мягкого и ковкого кровельного железа и делали из них ковши, шкатулки, столики, подносы, покрывая их лаковой живописью. Складывались целые династии, ревниво хранившие секреты своего промысла.
Первым мастером считался Андрей Степанович Худояров. Именно ему молва приписывает честь изобретения знаменитого «хрустального» лака, который был прозрачен как стекло, и превосходил по прочности все известные тогда лаки. Такое покрытие придавало краскам особую сочность и яркость, разнообразие цветовых оттенков, позволяло видеть фактуру металла, его идеальную поверхность.
Почему же именно в Нижнем Тагиле зародился этот удивительный промысел?
Дело в особенностях развития этого региона. Одной из главных причин рождения железного подноса явилось изготовление в Нижнем Тагиле металла высокого качества марки «Старый соболь», известного далеко за пределами не только Урала, но и России, и наличие квалифицированных мастеров, блестяще владеющих навыками работ с ним.
Как же создавались нижнетагильские подносы в те далекие времена? Прежде всего за дело брался коваль. Он выкраивал ножницами круглые, прямоугольные или гитарообразные куски кровельного железа. Пятифунтовым молотом мастер-отковщик бил по заготовкам до тех пор, пока железо не принимало формы подносов. После этого он делал «гуртик» загибал края, выделывал крыловидные или прорезные края и ручки.
Фон подносов тагильские мастера готовили самых разных тонов. В одном случае они символизировали зеленую траву-мураву, в другом пламенную вечернюю зарю, в третьем теплую летнюю ночь. Иногда фон раскрашивали «под черепашку» или «под малахит».
Как же расписывали подносы? Краски тогда мастера готовили сами: самоцветные каменья растирались в пудру, замешивались на льняном, ореховом, маковом масле с добавлением натуральных смол. После настаивания в плотно закупоренных сосудах краски разбавлялись секретной олифой и были готовы к употреблению.
Демидовы создали при нижнетагильском заводе художественную школу и присылали туда из Петербурга картины, гравюры, мраморные скульптуры в качестве наглядных пособий, приглашали для преподавания художников, окончивших Петербургскую академию художеств. Это наложило определенный отпечаток на стиль нижнетагильской росписи.
Благодаря «хрустальному» лаку подносный промысел в Нижнем Тагиле процветал. Тагильские подносы увозили на продажу на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда в центральные губернии России, в Среднюю Азию и Персию...
Владельцы подносных заведений Н. Тагила. Роспись подносов мало-помалу стала массовым производством и это привело к развитию предпринимательства.
Но уже во второй половине XIX века уральские подносы стали делать из тонкого, «жидкого» железа, вводить трафареты, живопись заменять налепными гравюрами. Сократилось количество мастеров «писак» и закрылась живописная школа. Потомки основателей династии Демидовых стали жить преимущественно в Италии и потеряли интерес к своим уральским художествам.
В наше время сохранился единственный в России Музей искусства изготовления и росписи жестяных подносов – «Дом Худояровых», он располагается в двух- этажном бревенчатом здании бывшего дома семьи уральских художников.
На сегодняшний день, количество коллекции подносов – более 1000 единиц хранения.
Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой! Лаковая роспись – не только промысел, это один из символов Урала. Современные мастера не забывают традиции демидовской школы и отдают предпочтение сюжетным картинам известных тагильских художников Худояровых.
Спасибо за внимание