«Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональным компонентом образовательной технологии» Подготовили: Воронина И.М.,Адиулова Н.А.,Сергеева Е.А.
1. Значение контроля и оценки знаний обучающихся в условиях модернизации образования. Контроль знаний и умений обучающихся - один из важнейших элементов учебного процесса. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается обучающимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач.
Функции контроля: 1) проверочная выявление степени освоения материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, определение общего уровня умственного развития; 2) обучающая совершенствование системы освоения материала, обобщение, систематизация, применение в новой ситуации; 3) развивающая стимулирование познавательной потребности школьника;
4) социальная ориентирует на достижение определенной цели; 5) аксиологическая служит воспитанию ответственности, формированию сознательного выбора; 6) диагностическая необходимость владеть информацией не только о пробелах в знаниях школьника, но и о порождающих их причинах; 7) прогностическая предоставляет опережающую информацию с целью создания модели дальнейшего развития.
Контроль должен быть: - планомерным и систематическим; - объективным; - всесторонним; - индивидуальным.; - экономичным; - педагогически тактичным.
Виды контроля. Содержание Методы Вводный Уровень знаний школьников, общая эрудиция. Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. Текущий Освоение учебного материала по теме, учебной единице. Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. Коррек ция Ликвидация пробелов. Повторные тесты, индивидуальные консультации. Итого вый Контроль выполнения поставленных задач. Представление продукта на разных уровнях.
Из истории оценки знаний г. Киевская духовная семинария: Хорощие успехи - изрядные (преизрядные), надежные (благонадежные, добро надежные), добрые, честные, хорошие, похвальные. Средние успехи - учения среднего, посредственного, умерительного; не худой, неслабый, не всегда худой. Хуже средних - учения слабого, подлого, прехудого, буденного, малонадежного, безнадежного, ленивого.
Баллы (с 1848 г.) (граф С.С.Уваров) отлично хороший успех: ученик твердо знает все пройденное весьма основательно, отвечает идею ясно, опровергает все возражения (12) весьма хороший успех: знает пройденное основательно, отвечает определительно, важнейшие вопросы разрешает, выражается ясно и связно (11-10) хороший успех: знает пройденное хорошо, но идеи развивает не совсем точно, вопросы разрешает иногда не свободно, говорит не довольно плавно, повторяется (9-8) успех удовлетворительный: понимает и знает все пройденное довольно хорошо, отвечает неточно, но пропущенное вспоминает легко, при вопросах затрудняется, выражается неточно и неясно (7) посредственный успех: знает посредственно, понимает многое неясно, сбивчиво, отвечает с ошибками и говорит заученное наизусть (6-5) худой успех:- много не знает или ошибочно понимает; впрочем, оставшись в классе в будущем году, курсу следовать может (4-3) весьма худой успех: так мало знает, или так худо понимает, что курсу и в будущем году следовать не может и должен быть переведен на низший класс (2-1)
. В 1935 году – дифференцированная пятибалльная система оценок через словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»). В 1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок. В 1990-е переход от пятибалльной намного балльную систему (от 100 до 1000) - модульно-рейтинговую (каждое задание в зависимости от сложности, нестандартности, креативности оценивалось по определенной, пропорционально увеличивающейся шкале). В конце 90-х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний распространенные в США. Такая система получила название учебное портфолио.
Оценка и отметка. Оценка Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Отметка Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение. Отметка служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.
Оценивание – это процесс измерения обученности, отметка – это результат обученности. Функции отметки: контролирующая; стимулирующая констатирующая; уведомляющая ; карательная; регулирующая.
Современные способы оценивания учащихся 1. Рейтинговая система 2. Самооценка 3. Безотметочное 4. Тестирование 5. Портфолио
Выставляя отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.
Проблемы оценивания. Тенденциозность. Отметки зависят от отношения учителя к ученику. Жесткость оценки. Учителя занижают оценки учащихся, у, них трудно получить высокие оценки и отметки. Ошибки великодушия. Педагоги завышают оценки. Ошибки центральной тенденции. Педагог не решается ставить крайних отметок, особенно учащимся, которых не совсем хорошо знает.
Логические ошибки. Преподаватель оценивает ответ в соответствии со своей логикой. Если логика ответа учащегося правильная, но расходится с логикой преподавателя, то оценивается ниже. Объявление оценок. Объявление отрицательных отметок пред всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение как учащихся к отвечающему, так и самого отвечающего к классу.
«Счетоводный подход». Отметка выставляется в зависимости от того, сколько заданий из заданного количества выполнил ученик. Среднеарифметический подход. Вызывает возражение среднеарифметический подход к выставлению четвертной и годовой отметки. Двойка в начале четверти может существенно повлиять на итоговую отметку за четверть. Взаимоотношения родителей и учащихся. Плохие отметки ухудшают отношения родителей с детьми. Дети не сообщают своих отметок, стараясь избежать наказаний.
Критерии оценки. Нет однозначности, конкретности и четкости в их перечне и их использовании. Объем Понимание Старательность Оформление работы.