ОБОБЩЕНИЕ ПЕД. ОПЫТА учителя биологии МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина» Суздальского района Владимирской области I квалификационной категории КАРПОВОЙ ИРИНЫ ЛЕОНИДОВНЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕМА : «Эколого-краеведческая деятельность как средство формирования учебно- познавательного интереса учащихся при изучении биологии»
Цель: Формирование учебно-познавательного интереса учащихся через вовлечение их в эколого-краеведческую деятельность. Задачи: 1. Расширение содержания программы предмета за счет введения регионального компонента, факультативного курса «Школьный экологический мониторинг» 2. Разработка системы уроков с использованием регионального компонента. 3. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность. 5. Разработка контрольно- диагностического материала: - выявление степени заинтересованности учащихся в предмете биология; - диагностика повышения у учащихся интеллектуальной инициативы; - диагностика готовности учащихся к уроку; - диагностика работы учащихся с библиотечным фондом; - диагностика предметных знаний, умений и навыков у учащихся. 4. Расширение вариативности в заданиях для учащихся
В.Пасечник, В.Пакулова, В.Латюшин 5 – 11 классы «Линия жизни» Экологизация биологического образования по однопредметной модели в 9 классе реализуется на факультативном курсе «Школьный экологический мониторинг» автор Ашихмина Т.Я. (адаптированный к сельской школе Карповой И.Л.) УМК:
Условием возникновения моего пед.опыта является появление противоречия между целями современного образования и сложившейся системой обучения в сельской школе. Тема школы: «Повышение эффективности образовательного процесса» Формирование учебно-познавательного интереса учащихся по биологии в сельской школе осуществляется через вовлечение ребят в эколого-краеведческую деятельность. Оптимальным и успешным считаю вместе с учащимися при помощи предмета биологии познавать законы окружающего мира, учиться управлять собой и миром вокруг, не причиняя вреда себе, окружающим.
Способы формирования учебно- познавательного интереса: практико- ориентированное обучение технология ИСУД авт. Галеева Н.Л. обучение в сотрудничестве интерактивные формы организации учебного процесса учитель выступает в роли консультанта ориентация на практический опыт учащихся эколого- краеведческая деятельность групповые и личные проекты моделирование с помощью символов и знаков использование мультимедиа и ИКТ здоровье сберегающие приемы развивающего обучения формирование ключевых компетенций через тренинговую подготовку учащихся
-с 1 по 7 указывает на то, что у данного ученика мотивация на учебу I уровня, осуществляемая эмоциональными приемами - с 8 по 14 преобладание биосоциального, познавательного уровня II мотивации - с 20 по 25 высокий уровень мотивационно-потребностной сферы, с опорой на собственную волю учащегося Ключ:
Тренинг «Урок здоровья»
: Формы уроков : урок-экскурсия урок-семинар урок-конференция урок-тренинг интегрированный урок Формы внеурочной деятельности: урок-зачет кружки элективные курсы факультативы исследовательские проекты экскурсии экологический мониторинг
: Мониторинг результативности по биологии : Качество знаний по биологии 5 – 11 класс за последние 3 года в среднем превышает 50%
Итоги ЕГЭ уч.год Итоги ЕГЭ уч.год
Диагностика степени обученности учащихся по биологии 5 – 11 классы за 2006 – 2009 уч.годы
Авторские идеи: Разработана адаптированная программа «Школьного экологического мониторинга». Сформирована система вариативных заданий для учащихся 8, 9 классы. Разработка уроков с использованием регионального компонента для 6, 7 и 11 классов. Подбор контрольно-диагностических материалов по выявлению у учащихся интеллектуальной инициативы.
Перспективы работы в реализации следующих проблем: Создание адаптированных систем мониторинга сформированности общеучебных интеллектуальных умений. Проблема использования современных образовательных технологий, направленных на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Проблема переноса количественной характеристики в качественную характеристику результативности обучения.