С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь детей игрой и эмоциональными событиями.
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность и творчество. Сюжетно-ролевая игра по характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребёнка – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры - является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Обогащать знания детей с целью развития темы сюжетно-ролевой игры можно через: беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео, презентаций. очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Обогащать знания детей с целью развития темы сюжетно-ролевой игры можно через: беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео, презентаций. очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики.
ФГОС (п.3.2.5) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Выделяются три типа игрового подбора игрушек: 1."Предметы оперирования" это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
2."Игрушки-персонажи" это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
3."Маркеры (знаки) игрового пространства" это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).
ЭТАПЫ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА I этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии, беседы, отгадывание загадок и т. п.) II этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов-заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек- самоделок, поделок, обучение игровым действиям с ними. III этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов. IV этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры. Безболезненный выход из игры. I этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии, беседы, отгадывание загадок и т. п.) II этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов-заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек- самоделок, поделок, обучение игровым действиям с ними. III этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов. IV этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры. Безболезненный выход из игры.
Большое поле для игровой деятельности. Тематика игр техническая и общественная. Разнообразная предметно- развивающая среда, которая позволяет исследовать, подходить к игре творчески. Объединение в игре на основе интереса к замыслу, сюжету игры. Ролевое взаимодействие носит хаотичный, спонтанный характер, конфликты решаются посредствам силы. Отображение мужских интересов, действий, поступков. Ролевые действия мальчиков неоднозначны, многоплановы, разнообразны, их увлекает процесс, уровень развития игровых навыков выше. Большое поле для игровой деятельности. Тематика игр техническая и общественная. Разнообразная предметно- развивающая среда, которая позволяет исследовать, подходить к игре творчески. Объединение в игре на основе интереса к замыслу, сюжету игры. Ролевое взаимодействие носит хаотичный, спонтанный характер, конфликты решаются посредствам силы. Отображение мужских интересов, действий, поступков. Ролевые действия мальчиков неоднозначны, многоплановы, разнообразны, их увлекает процесс, уровень развития игровых навыков выше. Небольшое пространство для игр, уединенность. Социально-бытовая тематика игр. Предметно-развивающая среда – аналог взрослого, реального мира. Объединение в игре на интересе друг к другу. Умение распределять роли, уступать договариваться. При возникновении конфликтов необходима помощь воспитателя. Характер ролевых действий заключается в передаче женского своеобразия, в умении перевоплощаться в различные образы. Ролевые действия девочек продуманны, последовательны, стабильны, многократны. Небольшое пространство для игр, уединенность. Социально-бытовая тематика игр. Предметно-развивающая среда – аналог взрослого, реального мира. Объединение в игре на интересе друг к другу. Умение распределять роли, уступать договариваться. При возникновении конфликтов необходима помощь воспитателя. Характер ролевых действий заключается в передаче женского своеобразия, в умении перевоплощаться в различные образы. Ролевые действия девочек продуманны, последовательны, стабильны, многократны. Специфические различия игровой деятельности мальчиков и девочек Девочки Мальчики
Проблема заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет Игровой опыт, как это было раньше, не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуться игрой. Современному ребенку негде научиться играть Игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, что дети умеют играть там, где играет сам воспитатель, где высокая игровая грамотность.
Необходимые условия успешного руководства игрой – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьёзно, и искренним интересом, без обидного снисхождения, к которой дети весьма чувствительны. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие (Алиса, что болит у твоей дочки?) с интересом слушает рассказ Алёши о том, куда едет его автобус. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры и ребята прислушиваются к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. (Например, Алиса, у тебя заболела дочка. Надо обратиться к врачу). Такие советы обогащают и развивают замысел игры
Педагог становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались.